В Петербурге продолжается судебное разбирательство по делу об изъятии комплекса зданий Николаевского дворца (известного также как Дворец труда), расположенного на площади Труда, 4. Об этом пишет Коммерсантъ.
Как подтвердил представитель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) в суде Константин Шипило, к делу приобщены исторические документы 1917–1918 годов. В настоящее время судебные заседания проходят с высокой частотой, буквально через день, без переносов.
Упомянутые документы включают декрет Совета народных комиссаров от декабря 1917 года с подписью Владимира Ленина, в котором указано на передачу дворца профсоюзам, а также постановление Совета комиссаров Петроградской трудовой коммуны от апреля 1918 года о передаче здания в собственность. К делу также приобщены протоколы заседаний Совета народных комиссаров РСФСР того времени. Представители ЛФП утверждают, что эти декреты и постановления остаются действующими, так как российское законодательство признает их как легитимные акты власти того периода.
Кроме того, адвокаты профсоюзов опираются на соглашение 2007 года, подписанное между ЛФП и комитетом по управлению государственным имуществом Санкт-Петербурга. В этом соглашении утверждается, что государство не претендует на имущество ЛФП, и в приложениях к нему содержится заключение комитета, подтверждающее, что право собственности на комплекс зданий было зарегистрировано в 1999 году и не оспаривалось.
Генеральная прокуратура РФ подала иск к Ленинградской федерации профсоюзов 10 июня, требуя изъятия комплекса зданий, утверждая, что федерация получила это имущество незаконно. Прокуратура считает, что передача здания в ведение общественной организации в 1917 году не подразумевала возникновение права собственности, и следовательно, передача этого имущества в 1999 году новому владельцу также была незаконной.
12 июня суд принял заявление прокуратуры к производству и ввел обеспечительные меры в виде ареста объектов недвижимости, что не исключает их использования. В дальнейшем к делу были признаны третьими лицами комитет имущественных отношений и Комитет по охране памятников Петербурга. Предварительное заседание прошло 6 августа, основное — 7 августа, следующее заседание назначено на 9 августа.
Константин Шипило выразил недоумение по поводу ускоренного рассмотрения дела и отметил, что у его стороны недостаточно времени для подготовки контрдоказательств. Он указал на необходимость более тщательной проработки материалов, что стало причиной подачи заявления о переносе заседания.
Николаевский дворец был построен в 1853–1861 годах как резиденция великого князя Николая Николаевича (старшего). После его смерти здание использовалось как женский институт великой княгини Ксении Александровны. После Октябрьской революции здание перешло в распоряжение петроградских профсоюзов и было переименовано в Дворец труда. Общая площадь дворца составляет 19,5 тысяч квадратных метров.
Юридические эксперты подчеркивают, что использование советских и имперских документов для подтверждения законности требований или их опровержения в современных судебных практиках является редкостью. В 1990-е и 2000-е годы такие практики были более распространены. Юрист Дмитрий Горбунов отметил, что масштабная национализация имущества начала века признается законной, если она была проведена в соответствии с действующими на тот момент нормами права. Права современных организаций на имущество должны быть подтверждены документами.
Максим Кузнеченков из юридической фирмы «Меллинг, Войтишкин и партнеры» указал, что история разрешения подобных споров показывает преимущество позиции истца, в данном случае Генпрокуратуры, особенно в делах об истребовании имущества у профсоюзных организаций. Он отметил, что решение в пользу государства будет прецедентным для таких дел.
По мнению экспертов, если ЛФП сможет доказать своё правопреемство от ВЦСПС, у организации есть шанс сохранить имущество. В противном случае, с высокой вероятностью, суд поддержит позицию прокуратуры.