Онлайн-безопасность становится все более актуальной темой для петербургских семей, и большинство родителей не откладывают разговоры о цифровой гигиене в долгий ящик. Об этом свидетельствуют результаты совместного исследования, проведённого онлайн-платформой Авито и МТС. Эксперты выяснили, когда жители Петербурга начинают обучать детей правилам поведения в интернете, какие меры предосторожности считают необходимыми и как именно их дети проводят своё время в цифровом пространстве.
Согласно опросу, 65% родителей начинают обучать ребёнка азам интернет-безопасности сразу после появления у него первого смартфона. Ещё 32% стараются подойти к вопросу на опережение — ещё до покупки гаджета. И только 3% признаются, что начинают разговоры о рисках постфактум — после неприятного инцидента, например, обмана в сети.
Что касается активности самих детей, в среднем на онлайн-платформах они проводят около трёх часов в день. Самой популярной категорией стали видеохостинги — на них уходит 34% времени. Далее идут сервисы коротких видео (27%), мессенджеры (25%) и онлайн-игры (24%). Социальные сети составляют 21%, онлайн-кинотеатры — 17%. Менее востребованы маркетплейсы и сайты объявлений (9%), а также музыкальные стриминги — 7%.
Отдельный акцент исследование сделало на возрасте, с которого родители готовы разрешить активное использование цифровых платформ. В среднем этот возраст составляет 11 лет. Однако подход варьируется в зависимости от возраста самих родителей: молодые участники опроса (25–34 года) считают допустимым начать в 9 лет, тогда как представители старшей возрастной группы (55–64 года) предпочли бы отложить начало цифровой активности как минимум до 12 лет.
Подростки уверенно чувствуют себя в цифровом пространстве, но не всегда понимают, с какими рисками могут столкнуться. Согласно итогам «Цифрового диктанта 2024», уровень цифровой грамотности среди подростков оказался ниже среднего по стране. Это тревожный сигнал, который говорит о необходимости с самого раннего возраста формировать у детей устойчивые привычки безопасного поведения в интернете. Чем раньше ребенок узнает об онлайн-угрозах и возможностях, тем легче ему адаптироваться в цифровой среде и выстроить здоровую модель взаимодействия с технологиями.
Как отмечает директор по доверию и безопасности «Авито» Наталья Юматова, именно первые шаги в интернете часто определяют, каким будет отношение человека к цифровым сервисам в будущем. Поэтому важно, чтобы первый опыт был не только комфортным и понятным, но и безопасным.
«Первый опыт взаимодействия с онлайн-платформами во многом определяет дальнейшее отношение пользователя к ним», — пояснили Наталья Юматова.
Большинство родителей в России активно обучают своих детей правилам безопасного поведения в интернете. Согласно последним данным, чаще всего взрослые акцентируют внимание на недопустимости передачи личных данных — так считают 81% опрошенных. Речь идет о номерах паспортов, банковских картах, паролях, телефонах и другой конфиденциальной информации.
На втором месте по популярности — предостережение от переходов по подозрительным ссылкам, этот совет дают 76% родителей. Не менее важным считается правило не передавать доступ к личным аккаунтам — об этом напоминают 66% взрослых.
Чуть больше половины респондентов (54%) учат детей не соглашаться на продолжение общения в сторонних мессенджерах при онлайн-покупках. А 51% рекомендуют избегать предоплат и не отправлять деньги напрямую на карту продавца.
Создание надежных паролей и подключение двухфакторной аутентификации — практики, на которые обращают внимание 30% родителей.
Современные дети начинают знакомиться с цифровым миром уже в возрасте 5–6 лет — это стало естественным этапом их развития. По словам Арсения Эпова, директора сервиса безопасного пространства для детей Membrana Kids от МТС, главная задача родителей не в том, чтобы полностью оградить ребенка от интернета, а стать для него надежным проводником в этом пространстве. По его мнению, ключ к безопасности — это открытый и честный диалог с детьми.
«Наша общая цель — сделать этот путь максимально защищенным, наполнив его доверием и практическими знаниями правил цифровой безопасности», — рассказал Арсений Эпов.
По результатам опроса, 22% родителей устанавливают конкретные ограничения по времени, а почти треть — 29% — контролируют не только продолжительность, но и содержание онлайн-активности ребенка. При этом 16% родителей обращают внимание исключительно на то, какой контент просматривает ребенок, не ограничивая время. Есть и те, кто доверяет детям самостоятельно регулировать свое пребывание в сети — таких 21%. Лишь 12% родителей не устанавливают никаких ограничений на время, проведенное ребенком в интернете.