Молодая преподавательница Надежда Миронова расклеила в своем учебном заведении листовки с призывом «забить на выборы». Она распечатала найденное в Интернете изображение Владимира Путина с игральными картами, на которых видны портреты кандидатов в президенты России, украсила его слоганом «Не играй с шулером! Забей на выборы» и прикрепила на доске объявлений. Листовка провисела недолго — ее сорвали вузовские сотрудники безопасности, они же обратились в милицию.
Теперь Надежде Мироновой грозит штраф в размере 10 МРОТ. Свои действия она объяснила тем, что она много лет безуспешно борется с уплотнительной застройкой в своем районе, выходила с соответствующими лозунгами на «Марши несогласных», сейчас дело жителей ее района находится в Страсбургском суде.
В течение нескольких последних дней группа антиавторитарных активистов проводила граффити-акции в северных районах города. На пустующих рекламных щитах, на стенах появились призывы бойкотировать выборы, а также антиармейские лозунги. Щиты с рекламой выборов были закиданы ЛПД с краской. Акции прошли успешно, никто из участников задержан не был, пишет www.piter.indymedia.ru.
выб
А в петербургском метро неизвестные молодые люди провели антивыборную стикер-атаку, расклеивая стикеры с надписью: «Надоели старые паразиты? Выбери новых!» — при явном одобрении пассажиров. Никто из молодых людей также не был задержан.
Кроме того, сразу несколько политических партий и движений призвали граждан не ходить на президентские выборы.
Сначала о своем намерении бойкотировать президентские выборы 2 марта заявил Союз правых сил (СПС). Сделали правые это устами заместителя председателя их федерального политсовета и по совместительству руководителя питерского отделения партии Леонида Гозмана.
По мнению господина Гозмана, участие в мартовских выборах «унизительно». И потому сторонники правых должны «активно бойкотировать» президентскую кампанию. То есть не только сами не ходить на избирательные участки, но и всеми силами склонять к подобному шагу других участников избирательного процесса.
Также о желании бойкотировать выборы заявили представители партии «Яблоко» и Российского народно-демократического союза (РНДС) Михаила Касьянова.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Игорь Борисов — член ЦИК России:
Призывы к бойкотам подрывают основы конституционного строя, поскольку в Конституции четко прописано, что выборы и референдумы – это высшая форма выражения власти народа.
Кроме того, массовые призывы не могут осуществляться без использования денег, а уголовная ответственность за расходование на агитацию средств не из избирательных фондов предусмотрена Уголовным кодексом.
Владимир Васильев — политолог:
Призывы бойкотировать выборы президента некоторыми политическими движениями носят откровенно рекламный характер. К ним стоит отнестись безразлично.
Те, кто призывает бойкотировать выборы, пользуются поддержкой столь небольшого количества избирателей, что практического толку от их призывов никакого.
Присоединятся эти немногие люди к бойкоту или нет – это никак не повлияет на результат.
Если бы с такими призывами выступала политическая сила, имеющая существенную поддержку населения, к этому стоило бы прислушиваться. А сейчас беспокоиться не имеет смысла.
Юлий Рыбаков — правозащитник:
Поскольку результат выборов предрешен, каждому избирателю стоит просто следовать велению собственной души.
Проигнорирует человек выборы или пойдет на них, порвет бюллетень, напишет на нем какое-нибудь приличное выражение или оставит себе на память – это ничего не изменит.
Никаких рекомендаций в предлагаемой ситуации дать невозможно. Следуйте внутренним ощущениям.
Владимир Чуров — председатель ЦИК РФ:
60 процентов – это своеобразный джентльменский уровень в европейских странах, где явка не является обязательной. Поскольку мы приличная европейская страна, мы, наверное, должны держать эту планку.
Ольга Курносова — лидер петербургского отделения Объединенного гражданского фронта
Совершенно понятно, что раз наши власти с таким упорством маниакальным стремятся повысить явку, то понижение явки — это, безусловно, наступление им на больную мозоль. А так как у нас сегодня нет никаких механизмов, с помощью которых мы можем высказать свое несогласие, — порога явки нет, графы «против всех» нет, — то вот активный бойкот — это единственное, что мы можем сделать. В этом смысле, конечно, наш марш 3 марта — это тоже своего рода активный бойкот.