В новогодние праздники многие горожане в рестораны не пошли, нарушая многолетнюю традицию — прибыль рестораторов оказалась на треть меньше прогнозируемой.
Прежде всего сокращение прибыли произошло из–за уменьшения числа корпоративных мероприятий. По данным Института ресторанных технологий, их количество в декабре 2008 года сократилось на 40% по сравнению с 2007 годом. «Рестораторы планировали, что потеря прибыли составит 10–15%, а не 30%», — говорит Кадрина Айситулина, директор Института ресторанных технологий, пишет dp.ru.
Не помог некоторым ресторанам и достаточно лояльный подход к новогодним праздненствам — некоторые заведения и вовсе разрешили своим клиентам принести с собой свой алкоголь. А ведь известно, что основной вес от суммы по счету составляют именно алкогольные напитки. Горожане предпочли встречать Новый год дома или в гостях.
До сих пор ресторанный бизнес развивался бурными темпами, прирастая не менее чем на 30% ежегодно. В последние годы люди начали ходить в рестораны не только чтобы отметить какой-нибудь праздник, а чтобы просто поесть или весело провести время, констатирует президент Федерации рестораторов и отельеров, совладелец ресторана «Ностальжи» Игорь Бухаров. По его словам, если бы не кризис, расходы россиян на питание в общественных местах могли бы вырасти с 2006 по 2011 год более чем в два раза: с $77 до $292 за одно посещение, пишет «Коммерсант».
Под ударом — элита
Cовладелец ресторанов «Русская рыбалка» и «Карл и Фридрих» Михаил Фейгельман считает, что значительную роль сыграла паника. По его мнению, стабилизации ситуации следует ожидать к 2010 году.
Эксперты считают, что в текущем году кризис затронет все сегменты ресторанного бизнеса. Как считает Кирилл Безродный, управляющий ресторанами «Васабико» и проектом Penabar в России, до 30% заведений может закрыться. При этом, по мнению Эрика Джапаридзе, совладельца сети «Тесто Место» и генерального директора ООО «Ре–сторинг», особенно тяжело придется высокому сегменту и ресторанам в классе выше среднего: себестоимость блюд продолжит расти, как и стоимость продуктов.
Клиентов не будет
По прогнозу Игоря Бухарова, в среднем в 2009 году можно ожидать 40-процентного падения спроса на питание в ресторанах. «Продажи будут падать, хотя люди, как и в 1998 году, не откажутся от ресторанов совсем — тогда в посткризисный год выручка упала на 15-20%»,— делится Андрей Деллос. Некоторые рестораны и вовсе не переживут кризиса, уверен господин Бухаров.
Цены уже подняли, но их придется опустить
Средний чек вырос на 10% в силу инфляции на продукты, отмечала ранее директор по PR «Ростик групп» Валерия Силина. По словам гендиректора «Паблик фудс» (кофейня «Кофе брейк» и бар Blow up) Павла Мацкина, средний чек в заведениях вырос на 30%, а цены по меню — примерно на 15%, сообщали «Ведомости». В заведениях ресторатора Михаила Орлова цены и средний чек увеличились, по его словам, примерно на 10-20%. В «Швабском домике» средний чек вырос на 350 руб. до 950-1000 руб., это вызвало уменьшение потока клиентов, сетует управляющая рестораном Наталья Старкова.
Однако участники рынка считают, что в дальнейшем цены в ресторанах все же придется снижать. «Ну невозможно, чтобы стейк семги стоил 1,2 тыс. руб. в течение 2009 года. Цены упадут на 20-30% — до европейского уровня», — уверен Александр Кан, проект-менеджер ресторана Prado Cafe, клуба Sorry Babushka и бара City Space Bar & Lounge, добавляет «Коммерсант».