Звучит «Рубль» по-«гаражному» дешево и сердито, минималистично и временами конкретно зло. «Ленинград», глушивший на сцене во время концертов водку, пугавший бесконтрольным шоу-монстром Стасом Барецким, усиливавший матом каждую вторую строфу, тоже, конечно, с бытием нашим шибко не миндальничал, но кому надо (в Куршевеле там каком-нибудь, в Московской мэрии или на любой гламурной вечеринке) всегда могли счесть, что ребята просто так шутят, пишут «Известия».
Сегодня Шнур, регулярно фиксирующий в своем «ЖЖ» очередные приметы и последствия разворачивающегося упадка, шутить, похоже, подустал. Добавив альтернативной жесткости и максимально упростив звучание «Рубля» (бывший «ленинградский» тубист Андромедыч почти всю программу в «Икре» играл на клавишах одной рукой), Шнуров продолжил вещать вроде бы о том же и так же, как в распущенной им команде, но без прежней раздолбайской снисходительности к объектам своей поэтики. Мочить — так мочить, страдать — так страдать.
Фото max_shamovich
Поэтому есть у «Рубля» и вещи в духе самой сакраментальной шнуровской лирики с рефреном: «хочется сдохнуть, как хочется жить», и хит с названием в виде популярного слова из трех букв, и безжалостный приговор действительности «вот это, сынок, и есть русский рок», и однословная идиома, заимствованная (уж не знаю, умышленно или случайно) у Андрея Вознесенского «ПиТерПиТерпи». Она, к слову, прозвучала в «Икре» предпоследней — перед упомянутым выше главным, на мой взгляд, месседжем «Рубля» — «Ничего нового».
Фото max_shamovich
К этому моменту некоторые из зрителей, изначально до отказа заполнивших клуб, уже заведение покинули, чертыхаясь, что «из старого так ничего и не спели». Думаю, Шнур догадывался, на что шел, разрушая «Ленинград», и к такой реакции части своих поклонников был готов. «Ну, что вам еще сыграть?- задумался Сергей примерно в середине концерта. — У нас сет-лист закончился». «Ленинград», давай!» — раздалось из разных мест. «Поздно», — жестко ответил Шнуров и с возгласом «Рубль!» удалился за кулисы. Вернулся он довольно скоро, с сигаретой в зубах и банкой энергетического напитка. В этом виделась еще одна метафора и сатира в отношении лицемерного времени. Вместо естественной прозрачной водки заряжаемся вот теперь темной, баночной химией… Тут как раз и грянул призыв «Терпи!».
Фото max_shamovich
Не все, конечно, расстроились от отсутствия «ленинградских» ретроспекций в «рублевом» сейшене. В тесноватой «Икре» одной из дам даже удалось поплыть по рукам в партере, когда шнуровские неофиты или навсегда преданные фаны завелись по-настоящему. Определенную жизнерадостность из недалекого прошлого Серега все же пытается сохранить и в «Рубле». В один из моментов вечера он, например, исполнил кавер-версию песни Владимира Высоцкого: «Ну, о чем с тобою говорить, все равно ты порешь ахинею. Лучше я пойду к ребятам пить, у ребят есть мысли поважнее…». Разрядка на столь брутальном перформансе пришлась ко двору.
ВИДЕО: ФРАГМЕНТ КОНЦЕРТА 30.01.09
Конечно, в плане музыки и зрелищности «Рубль» — куда менее внушительное действо, чем многолюдный «Ленинград» с его духовой секцией, эффектной бэк-вокалисткой и прочими шоу-составляющими. (Шнуров на концерте выразился так: «тут музло такое — жужжит и жужжит».) Зато в «рублевских» скорострельных трехминутках с грязным и жестким гитарным звуком чувствуется какая-то настоящая, сырая правда, пишет «Время новостей».
Стоит только посмотреть на то, как взмокший и лохматый Шнур в майке-алкоголичке скачет по сцене, на пару со вторым гитаристом извлекая из своих гитар какие-то примитивные, неуловимо-знакомые хард-роковые аккорды. Казалось, вот сейчас зазвучит Smoke Under Water или Шнуров заголосит Ангусом Янгом. В одном, недавнем интервью Сергей без ложной скромности заявил: «Свой «Отель Калифорния» «Ленинград» уже спел».