На родине фигура Лучано Спаллетти вызывает огромный интерес, у бывшего наставника «Ромы» внушительная армия поклонников. «Спорт день за днем» предлагает читателям выдержки из интервью Спаллетти газете La Repubblica, в котором он поделился первыми впечатлениями от Петербурга, нового клуба и российского футбола.
— Десять градусов мороза и высокая влажность? Прекрасно! В России все равно играют как летом — в футболках с коротким рукавом, — со знанием дела говорит Спаллетти.
— Решили начать все сначала?
— Я всегда хотел получить зарубежный опыт. Теперь у меня есть такая возможность благодаря отличному предложению «Зенита». Солидная организация, амбициозное руководство, отличный проект. Видны желание расти, профессионализм. Петербург — великолепный город с прекрасной архитектурой. Ничем не уступает Риму. Разве что климат отличается. К тому же я не буду первым итальянцем в России. Там работал Невио Скала, сейчас работает Винченцо Пинколини (тренер по физподготовке «Локомотива». — «Спорт»), Этторе Мессина завоевывал титулы с баскетбольной командой. Вообще хочу перевезти в Петербург свою семью, выучить русский язык, освоиться в новом для меня мире.
— Почему долго думали над продолжением карьеры?
— После «Ромы» я побывал за границей, набрался новых впечатлений. Особенно в Лондоне. Говорил с Джанфранко Дзолой из «Вест Хэм», Карло Анчелотти из «Челси», посмотрел футбол. Когда после паузы в работе я увидел матч на «Стэмфорд Бридж», понял, что пора возвращаться в игру. Английский футбол меня поразил — огромное напряжение чувствуется во всем! Это на первый взгляд может показаться непрофессиональным, но на самом деле дает некоторые преимущества. Но если усвоить полезные уроки, можно добиться прогресса. Например, я увидел большую разницу между итальянским и английским футболом. Мы, например, иностранных игроков профессионально обогащаем. А англичане, наоборот, учатся у них. Мы больше отдаем, а британцы больше потребляют.
— А что вы скажете о проблеме расизма в футболе?
— Ее нельзя игнорировать. Корни расизма в невежестве. Возьмем того же Балотелли. Это огромный талант, едва ли не эталон форварда. В его лице Италия получила отличного футболиста. Таких надо принимать с распростертыми объятиями. А цвет кожи или волос имеет значение только для тех, кто хочет их замечать.
— Капелло, Анчелотти, Дзола, Трапаттони, Манчини, теперь Спаллетти. В Европе настоящий ажиотаж вокруг итальянских тренеров. Почему?
— У нас отличная школа. Серия A научила нас очень многому, в том числе некоторым психологическим моментам, без которых никак нельзя. Посмотрите, под каким прессом работают те же Феррара и Моуринью. Итальянские тренеры привыкли всегда быть в «перекрестье прицела». Выдержка, терпение, спокойствие — это не менее важно, чем технические и тактические познания. С багажом, приобретенным в серии A, нигде не пропадешь. И это знают — наша работа и наши результаты долгое время на виду. Рад, что могу пропагандировать нашу футбольную культуру за границей.
— Почему вы не стали ждать предложений от больших европейских клубов, которые могли последовать в июне?
— У меня было несколько предложений из-за рубежа, я принял самое интересное. Ждать — далеко не самое приятное в жизни. Тем более что мне никто ничего не обещал и никто не мог гарантировать, что последуют суперпредложения. Теперь выбор сделан, я буду делать свою работу, и точка.
— Что вы можете сказать о русском футболе?
— Он на подъеме. Есть пять-шесть очень достойных клубов — таких, как ЦСКА, «Зенит», «Спартак», «Рубин», «Динамо». Можно сравнить ситуацию в России с положением дел в странах, которые представлены в Лиге чемпионов четырьмя командами. Удачным примером можно назвать Испанию.
— «Зениту» покровительствует мощнейшая компания — Газпром. Можно ожидать серьезных приобретений?
— «Зенит» — сильная команда. Дик Адвокаат и Анатолий Давыдов до меня отлично потрудились и заложили прекрасную базу. Но есть и некоторые проблемы. Например, в привычных условиях играть можно только летом. Сборы зимой превращаются в постоянные разъезды. Кого-то из игроков это может отпугнуть. Клуб, естественно, располагает хорошими возможностями, но есть и четкий бюджет, ограниченный рамками. Нужно изучать не только рынок, но и молодежные подразделения клуба.
— А что скажете о «Роме» и Риме?
— Этот город навсегда останется в моем сердце. Думаю, мою работу там оценили по достоинству. Это был великолепный опыт. Я сотрудничал с замечательными людьми. И продолжаю поддерживать с ними тесную связь.
КСТАТИ: С приходом Лучано Спаллетти на должность главного тренера питерского клуба все вопросы, связанные с питанием футболистов, будут решаться исключительно поваром-итальянцем. Видимо, зенитовцам с нового года придется полностью отказаться от чипсов и кока-колы, поскольку практика питания в итальянских футбольных клубах исключает острую пищу и газированные напитки.
В первую же очередь питерцы налягут на макароны с сыром, без которых не обходится ни один прием пищи в командах Серии А. Итальянский повар станет четвертым соотечественником нового главного тренера в питерском штабе Спаллетти после того, как он пригласил себе в помощь физиотерапевта Даниэля Бальдини, тренера Марко Доменикини и тренера вратарей Адриано Бонаюти. Со всеми из них Спаллетти связывают давние дружеские и профессиональные отношения.
Впрочем, «Зенит» не станет первым российским клубом, кому на своей шкуре придется испытать изыски итальянской кулинарии. Первопроходцами в этом плане стали футболисты столичного «Спартака», освоившие секреты апеннинской кухни с приходом в команду итальянского тренера Невио Скалы.
Однако нововведения Скалы явно пришлись не по вкусу спартаковцам, которые, невзирая на запреты, всеми правдами и неправдами изыскивали возможность есть то, что нравится. После того как некоторые игроки красно-белых были застуканы итальянцем с поличным, в команде начались конфликты, в итоге непосредственным образом отразившиеся на результатах «Спартака». Так что не исключено, что Спаллетти придется наступить на те же грабли, учитывая, что менталитет российских футболистов-профессионалов сильно отличается от менталитета футболистов-легионеров, пишет Lifesports.
.