Экспорт на новый манер

Экспорт на новый манер
Фото: Baltphoto

Выход бизнеса на новые экспортные рынки и механизмы господдержки в данной сфере обсудили на конференции Balt2Media «ВЭД. Как нарастить несырьевой экспорт». Предпринимателям есть куда прийти за помощью, если они присмотрелись к новым сторонам горизонта.

Западные санкции нарисовали новую экономическую карту мира. Российский предприниматель осваивает непривычные экспортные пути и ищет поддержки. Продукция из России тестирует рынки Индонезии и Китая, ЮАР и Зимбабве, Саудовской Аравии и Ирана – список партнеров расширяется на глазах.

Заместитель директора АНО «Санкт-Петербургский центр поддержки экспорта» Екатерина Артюшенкова поделилась, что организация готова поддерживать малый и средний бизнес в поисках новых выходов, причем на безвозмездной основе. Подобные центры есть в каждом регионе страны, более крупному бизнесу готов помогать общефедеральный центр. Помощь самая разносторонняя – от поиска покупателя продукции до перевода контракта с какого-либо экзотического языка.

«Мы выводим экспортеров на электронные площадки, делимся аналитикой. Мы помогаем с платежами, логистикой, поиском партнеров. Результат у тех, кто к нам пришел, – стали появляться договоры о намерениях и, более того, реальные экспортные контракты. К нам обращаются представители самых разных сфер – есть строительные краны, а есть накладные ресницы», – рассказала Екатерина Артюшенкова.

«Помимо прочего, мы помогаем с проверкой контрактов, с переговорами, с переводами – это все бесплатно. Организуем совместные международные выставки, где наш бизнес может показать себя, а также бизнес-миссии онлайн», – поделилась заместитель руководителя Центра поддержки экспорта Ленинградской области Елизавета Цепа.

Бизнес-миссии проводятся и на коммерческой основе. «Мы достаточно активно смотрим сейчас на вопросы финансирования ВЭД. И как раз несырьевой продукции. Есть программы поддержки инвестиций в продукцию высоких переделов. Но, к сожалению, не поступают заявки от бизнеса. Хотя мы стараемся рассказывать о своих программах», – поделился директор головного отделения Сбербанка по Ленинградской области Олег Тихомиров. Он представил ряд бизнес-миссий, где в режиме онлайн начинающие экспортеры могут найти новых зарубежных партнеров в Сингапуре, Индонезии, Бразилии, Малайзии и Алжире.

«Нынешнее время ставит перед российским бизнесом новые вызовы, связанные с невозможностью использования классических холдинговых юрисдикций для международного развития. Использование альтернативных вариантов структурирования, будь то ЮАР, ОАЭ, Индонезия, Малайзия или Индия, требует тщательного анализа на предмет наличия ограничений, которые могут стать критичными для конкретного бизнеса и вмиг обнулить потраченные ресурсы на инкорпорацию в данной стране», – отметил старший юрист практики «Сделки и корпоративное право» Адвокатского бюро Nordic Star Антон Борисюк.

Он поделился опытом создания и регистрации холдинга в ЮАР, отметив ряд благоприятных моментов, включая понятный россиянам юридический расклад в Южно-Африканской Республике. Однако эксперт обратил внимание и на нюансы, например, касающиеся политики в расовых вопросах – то, с чем российский бизнес не сталкивался, работая со странами Европы.

В Африку гулять

Африканский континент заманчив сегодня и для крупного российского бизнеса.

«Зимбабве с 2002 года под санкциями, причем тех же стран, что и Россия. Сейчас, соответственно, благоприятный фон для бизнес-сотрудничества. Однако исход выборов в Зимбабве может все резко изменить. К власти может прийти проамериканская партия. Тогда расклад резко изменится. Есть еще специфический момент – банковская система Зимбабве в кризисном состоянии, расчеты производятся в основном наличными», – поделился заместитель финансового директора Группы компаний «АБЗ-1» Дмитрий Цуканов. Эта компания – один из крупнейших производителей асфальтобетонных смесей, а Зимбабве, по словам эксперта, нуждается сегодня в создании хорошей дорожной сети.

Эксперты, однако, отметили, что в целом в России пока нет системы, которая бы обеспечивала высокий уровень поддержки бизнеса в части ВЭД.

«По данным за 2022 год, средний чек инвестиций по миру составил около 23 млн долларов, причем это инвестиции не в крупный бизнес, это инвестиции в средний и малый бизнес, в стартапы. Для сравнения: в России тот же показатель составляет 2,1 млн долларов. То есть меньше на порядок. А есть сферы, которые вообще не инвестируются», – отметила, выступая на конференции, генеральный директор SNDGroup Ольга Квашенкина.

Однако пробовать освоить новые рынки стоит – таково было резюме конференции. Причем выходить можно с любым продуктом, будь то программное обеспечение или косметика, пищевая продукция или стройматериалы, образовательные услуги или что-то еще.