Мошенники, используя паспортные данные непричастного к договору человека, заключают контракты на номера мобильной связи, счета по которым предъявляются ничего не подозревающим «абонентам».
Как свидетельствуют данные интернет-пользователей, пока по количеству жалоб лидирует крупнейший российский сотовый оператор МТС. По данным компании, за прошедший год она зафиксировала порядка 20 тысяч обращений по факту фиктивных договоров в России.
«Это 0,4% от числа новых абонентов в 2009 году (4,7 миллиона)», — сообщили в МТС, отметив, что компания не располагает статистикой по данному виду мошенничества в целом.
Два других оператора «большой тройки» — «Мегафон» и «Вымпелком» — не подтверждают, что у них имеются подобные проблемы. Вместе с тем, как сообщил ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, такая проблема существует давно.
«Считать ее массовой нельзя, так как нельзя сильно загнать абонента в минус», — сказал он РИА Новости.
Кроме того, по мнению Муртазина, даже в судебном порядке заставить человека оплатить чужой счет невозможно, если он не ставил подпись в договоре с оператором.
«Если нет подписи — ничего возмещать человек не должен», — отметил он. Муртазин также выразил мнение, что данная проблема не является массовой.
«Конечно, паспортные данные сейчас продаются на развалах, но мошенникам все равно проще зарабатывать на других схемах», — сказал он.
«Мы оперативно реагируем на абонентские жалобы и ведем расследование по каждому отдельному случаю… В случае выявления фиктивных договоров к дилеру применяются жесткие штрафные санкции за каждый фиктивный номер вплоть до расторжения договора. Он также возвращает дилерскую комиссию за привлечение абонента и возмещает задолженность по данным лицевым счетам», — сообщила РИА Новости пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая.
Как продаются контракты
Абонентские контракты в России реализуются так: оператор продает или предоставляет для продажи комплекты с тарифными планами дилерам. Операторы заключают с дилером договор коммерческого представительства, по которому предоставляют ему возможность распространять контракты и услуги от лица компании за определенное вознаграждение. Для распространения этих комплектов дилер вправе с согласия оператора привлекать субдилеров, пишет «Интерфакс».
«Дилером МТС может являться только юридическое лицо с зарегистрированными торговыми точками (стойки), либо штатом промоутеров и разрешением на проведение торговой акции, полученным от муниципальных органов», — говорит И.Осадчая.
«В договорах оператора с дилерами четко прописана ответственность дилера за недостоверность данных об абоненте», — отмечает К.Корнеева.
«Условиями договора с МТС предусмотрено, что дилер может заключать абонентский договор только при предъявлении клиентом оригинала документа, удостоверяющего личность. В присутствии абонента заполняется абонентский договор, абоненту передается комплект, кассовый чек и экземпляр договора. Договор заключается в трех экземплярах, по одному абоненту, дилеру и в архив МТС», — объясняет процедуру И.Осадчая.
В соответствии с российским законодательством, при заключении договора дилер не может требовать копию паспорта.
По мнению ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, доля контрактов, заключенных путем мошенничества с личными данными, составляет около 5% в абонентских базах ведущих российских операторов.
Количество проданных абонентам sim-карт сотовой связи в России по итогам декабря 2009 года составило 207,91 млн, увеличившись на 1,2% по сравнению с ноябрем, подсчитала исследовательская компания AC&M Consulting. Уровень проникновения сотовой связи в РФ на конец года составил 143,2% против 141,5% в ноябре.