Спикер Госдумы Борис Грызлов сформулировал, какой, по его мнению, должна быть национальная идея в России. Как передает «Интерфакс», Грызлов заявил, что ею должно стать лидерство «везде и во всем».
«Стремиться к лидерству — это черта, присущая россиянам«, — добавил председатель нижней палаты парламента, пишет Лента.ру.
Ведущие российские политики регулярно занимаются поиском национальной идеи. Так, в 2006 году Сергей Иванов, возглавлявший тогда министерство обороны, заявил, что российское общество должно сплотиться вокруг трех национальных ценностей: суверенной демократии, сильной экономики и военной мощи.
Год спустя по этому поводу высказался Владимир Путин, являвшийся президентом страны. Он назвал поиск национальной идеи «старинной русской забавой» и заявил, что «это как поиск смысла жизни: этим можно заниматься бесконечно».
Однако на деле экономический кризис показал, что все надежды России на пусть не лидирующие, но весомые позиции рухнули. Вес России в мировой экономике уменьшился количественно и качественно.
После двухлетнего кризиса расклад сил главных игроков изменился просто разительно и будет меняться дальше. Если взять 20 самых крупных мировых экономик, то вот пятерка победителей кризисной двухлетки: Китай (рост ВВП в паритетах покупательной способности в 2010-м по сравнению с 2008-м на 20%); Индия (16%); Индонезия (11%); Бразилия (7%); Корея (6%), сообщает Газета.ру.
Почти неизбежно в этом или следующем году Индия обойдет Японию в мировом рейтинге, и тройка главнейших мировых экономик станет такой: США, Китай, Индия.
Японии и Германии придется привыкать к четвертому и пятому местам. И достаточно вероятно, что лет через пять первая тройка снова перестроится: Китай, США, Индия.
Корея, которая по размерам экономики уже вполне может претендовать на членство в G7, близка к тому, чтобы обойти Италию и войти в десятку крупнейших экономических держав мира. Но во второй половине этой десятки сейчас и так в разгаре перестановки. Причем как раз вокруг России.
В 2008-м наша страна делила шестое-седьмое места с Британией. А в 2010-м на 6-м – 9-м местах расположилась целая четверка стран: Россия, Бразилия, Британия и Франция. Бразилия скакнула вверх с прежнего своего девятого места, остальные в кризисную двухлетку шли на снижение. Так что, по предварительным подсчетам, все четыре государства сегодня идут примерно вровень (с ВВП величиной $2,2 трлн и долей в мировой экономике по 3,0% каждое). И непохоже, что великая южноамериканская держава на этом остановится.
Экономическое, социальное и политическое обновление Бразилии за последние 20 лет – это именно тот путь, которым могли пройти и мы в те же самые годы и с которого действующий наш режим увел страну в тупик.
Двухлетка кризиса стала тестом, который показал, что занять хорошее место во вновь возникающем мире у нашей страны шансов мало. В какой бы группе стран нас ни числить, мы почти везде среди отстающих.
И лишь среди стран, одновременно с нами перешедших от капитализма к социализму, мы можем почувствовать себя хотя бы середняками: пусть и хуже, чем в Польше (+5%) или Чехии (-2%), но зато явно лучше, чем в Румынии (-9%) или Украине (-11%).
Не сбылись и расчеты экономистов по плану удвоения ВВП страны. За первое десятилетие ХХI века экономика России не выросла и на 60%.