Петербург стал третьим городом мира, после Парижа и Лондона, в котором появилась карта шума.
По заданию комитета по градостроительству и архитектуре Балтийский государственный технический университет совместно с Государственным институтом архитектуры создали карту шума нашего города, пишет «Фонтанка».
Карты соответствуют всем требованиям, предъявляемым Евросоюзом. При создании использовалось около 1 миллиона расчетных точек и 1,5 тысячи измерительных точек. После ее создания оказалось, что Петербург занимает 4 место в Европе по количеству промышленных производств и 8 — в списке самых тихих городов мира.
Так, по нормативам, уровень шума днем в больших городах не должен превышать 55 дБА. В Лондоне этот показатель составляет 57 дБА, а в Париже и Петербурге — 60дБА.
Самыми шумными районами города признаны: Адмиралтейский, Центральный и Фрунзенский, Петроградский и Кировский.
Ученые планируют в дальнейшем по результатам измерений разрабатывать и проводить специальные шумозащитные мероприятия. Например, около автотрасс и железнодорожных рельс установят специальные акустические экраны, а предприятиям это поможет создать и возможно сократить санитарно-защитные зоны.
За шум, по закону, несет ответственность территориальный Центр Госсанэпиднадзора, который есть в каждом районе. По всем вопросам, как-то связанным с шумом, нужно обращаться именно туда.
Специалисты замерят уровень шума, причем сделают это бесплатно — правда, лишь в том случае, если действительно есть подозрение на слишком высокий уровень. Если фирма или гражданин просто хочет знать, какой уровень шума на предприятии или в квартире, — это уже платная услуга.
В том случае, если специалисты обнаружат нарушение норм, будут приняты административные меры, в частности наложен штраф, отметил в интервью «Вестям» Николай Боровков, заведующий отделом гигиены окружающей среды Центра Госсанэпиднадзора Санкт-Петербурга.
В 2003 году в Петербурге был принят «Закон о тишине», согласно которому с 23.00 до 7.00 шуметь нельзя. В случае нарушения этого закона единственное, куда можно обратиться — так это в милицию, однако, как показывает практика, в большинстве случаев это бесполезно – у доблестных сотрудников правоохранительных органов есть дела и поважнее, и на подобные вызовы, они, как правило, не приезжают.
В Петербурге есть еще одна организация, которая занимается вопросами шума — это Ассоциация акустиков. В свое время ассоциация предлагала свои услуги по разработке мероприятий, устраняющих шум комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Однако там отказались от этого. А между тем, шум остается одним из самых серьезных экологических загрязнений.
«Увеличение шума на 10 децибел приводит к возрастанию общих заболеваний на 20 — 30%, а сердечных и нервных заболевании — в 1,5 — 2 раза, сообщил «Вестям» Эрнст Мышинский, президент Восточно-Европейской ассоциации акустиков. — Лет 10 назад мы создали шумовую карту города и выяснили, что на основных транспортных магистралях превышены все допустимые уровни шума. Через 4 года было повторное измерение, и оказалось, что уровни шума на магистралях возросли еще на 4 децибела. Мы измерили в последний раз 6 лет назад уровни шума — и никто этим не заинтересовался… В одном китайском городке, маленьком по тамошним меркам (всего миллион жителей), я видел на перекрестках табло, которые показывали текущие уровни шума».
По словам Мышинского, это обусловлено прежде всего возрастанием транспортного потока, при этом речь идет только о большегрузных машинах с низкочастотными уровнями шума.
Есть и так называемые узкополосные шумы, например от электромотора в троллейбусе. Источников шума очень много: в метро, в маршрутках; предприятия общепита выводят вентиляционные установки во дворы — от этого страдают жильцы, поскольку нет виброизоляции, шумоглушения.
«В Европе справились по большей части с загрязнением воды и воздуха, — рассказал Радио «Свобода» заведующий кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности БГТУ «Военмех» Николай Иванов, — и теперь главные силы брошены на защиту людей от шума. Только на шумозащитное остекление и строительство экранов там тратится более 50 млрд евро ежегодно».
Однако экологам в России нет дела до шума, ведь у нас в стране существует масса других нерешенных экологических проблем. Не проявляют пока интереса к этому и общественные организации.
«Мы понимаем, что проблема шума существует, — сказал dp.ru председатель Санкт-Петербургского отделения «Зеленого креста» Юрий Шевчук. — Но нам пока хватает других забот». «Мы не занимаемся проблемами защиты от шума», — заявили и в офисе петербургского отделения «Гринпис России».
«Дело в том, что шум скорее санитарно-гигиеническая, чем экологическая проблема, — пояснил изданию Александр Карпов, директор Центра экспертиз ЭКОМ при Санкт-Петербургском обществе естествоиспытателей. — Ею должны заниматься медики и гигиенисты. Однако в по-следнее время в нашу организацию все чаще стали обращаться петербуржцы с конкретными жалобами на шум».
КСТАТИ: В 2003 году, когда был принят «Закон о тишине», произошел интересный прецедент. Изначально в законе было такое положение, которое запрещало звуковые сигналы автомобилей. Однако городской прокурор усмотрел в этом нарушение прав личности и подал протест, в конце концов положение было отменено.