Напомним, что только с начала года рублевые цены выросли на 5-7%, а многие автопроизводители уже «привязали» стоимость автомобилей к одной из основных валют — к доллару или евро. Поэтому с падением курса рубля цены на такие машины будут резко увеличиваться.
Ожидается, что цены на большинство иномарок, продаваемых на российском рынке, вырастут на 30-40%.
Заметим, что за прошедший год средняя цена на иномарки, продаваемые в России, выросла на 2800 долларов — с 24,5 до 27,2 тысячи долларов или до 745 тысяч рублей. Автомобили «Лада» также подорожали и теперь стоят, в среднем, около 10 тысяч долларов (исходя из среднегодового курса доллара в 24,28 рубля).
А недавнее повышение таможенных пошлин вновь увеличило цены на новые иномарки в среднем на 7,2 процента.
Машины простаивают. Заводы работают «на склад»
Еженедельный рост цен привел к существенному затовариванию складов у дилеров по всей России. И если машины 2008 года, на которые были зафиксированы цены, еще покупают, то пришедшие в начале февраля авто по новым, «потяжелевшим» ценам уже мало кого интересуют.
Учитывая прогнозы по дальнейшему росту цен, ряд аналитиков склонны считать, что дилерам придется пойти на масштабные спецакции по снижению цен уже в середине года (весной-летом), тогда как обычно распродажи происходили в конце года. Таким образом, если предположить, что автозаводы пойдут на скидки в 5-15% (в зависимости от стоимости доллара и евро), получится, что летом иномарки в рублях будут стоить примерно столько же, сколько они стоили в конце прошлого года, пишет autonews.ru.
Заметим, что с переполнением складов уже решили бороться и на автозаводе ОАО «АВТОВАЗ». По некоторым данным, сейчас на складах предприятия скопилось около 110 тыс. автомобилей.
ВАЗ планирует к марту 2009 года разработать две программы кредитования. Первая программа будет финансироваться автозаводом самостоятельно, а вторая разрабатывается совместно с крупными банками. По сведениям некоторых источников, это будут Сбербанк и ВТБ.
Не исключено также, что именно на вторую программу будут распространяться правительственные субсидии по частичной оплате процентной ставки за счет бюджетных средств, пишет autoban.ru.
Вынужденные скидки
Автопроизводители, хотя прямо и не озвучивают возможность такого развития ситуации, склонны согласиться, что, если спрос продолжит падать, придется пересматривать либо ценовую политику, либо производственные планы.
“В целом делать какие-то прогнозы в нынешних условиях очень сложно – никто из специалистов не может предсказать, когда будет пройдено так называемое “дно” кризиса, – комментируют ситуацию в представительстве Nissan. – Поэтому все очень внимательно следят за развитием ситуации на рынке и за собственными запасами автомобилей. Если ситуация с продажами усугубится, возможно, будет необходимо предпринимать какие-либо меры. Их характер и масштабы будут зависеть от ситуации на рынке, которая постоянно меняется”.
Спрос упал, но машины покупают
“Мы думаем, что к лету ситуация выровняется, так как с начала года мы, как и все дилеры, пересмотрели свои планы продаж и скорректировали заказы у производителей”, – комментируют ситуацию в компании “Автомир”. “По всем маркам продажи у нас сейчас выше, чем в тот же период прошлого года. Сильного январского спада продаж не наблюдалось и у коллег по столичному рынку”, – подтверждает финансовый директор ГК “АвтоСпецЦентр” Олег Мосеев.
Однако, как будет развиваться рынок уже в мае-июне, на сегодня предсказать не может никто. Поэтому не исключено, что в течение года автопроизводители будут проводить специальные акции на весь модельный ряд или на отдельные модели, спрос на которые окажется ниже ожидаемого.
Если же автопроизводители все же не пойдут на централизованные скидки, это придется делать самим автопродавцам, заинтересованным хоть в каких-то показателях.
Заметим, что горожане, желая спасти свои сбережения от девальвации, пока еще покупают автомобили. Причем, по мнению специалистов, спрос на автомобили продлится еще максимум месяц, но к весне падение автопродаж станет ощутимым.