В конце прошлой недели Театр наций показывал премьерную «Бедную Лизу» — историю о несчастной любви, рассказанную с помощью языка тела. Для балетного танцора Меркурьева это, конечно, привычное дело, но для Чулпан Хаматовой — дебют.
Хореографическую новеллу «Бедная Лиза» Алла Сигалова сочинила, отталкиваясь от одноименной камерной оперы Леонида Десятникова. Однако от первоисточника — повести Карамзина с его революционным заявлением, что и крестьянка вправе полюбить, — спектакль далек, несмотря на то что сама опера последовательно пересказывает сюжет этого первого для России манифеста сентиментализма, сообщает РБК.
Спектакль заостряет внимание на том, что осталось за скобками литературного произведения, — на том, с какой именно пылкой страстью может любить простая девушка. Во всяком случае центральными в получившейся новелле становятся именно сцены близости двух героев: первая — жаркая, но заканчивающаяся в итоге отказом, и вторая — жесткая, логически завершенная и ставящая точку в истории короткой предсказуемой любви молодого дворянина Эраста к сельской девушке Лизе.
СЮЖЕТ ТЕЛЕКАНАЛА «ВЕСТИ»
Смелая актриса, которая до этого великолепно откаталась на льду в проекте «Ледниковый период», теперь не побоялась встать, как многие думали, на пуанты и надеть балетную пачку. На самом деле Чулпан танцевала, как оказалось, в кроссовках и трикотажном черном платье, пишет «Комсомольская правда».
— А вы думали, что я буду в «пачке»? – рассмеялась актриса, рассказывая о премьере перед началом. – А еще меня часто спрашивают: пруд, в котором утопится Лиза, с подогревом? Мы всем честно говорим: это не балет. Это — хореографический спектакль. А вот танцевать на льду больше не буду, я маме слово дала. Во время проекта мне и так сделали четыре операции. Очень опасное занятие, фигурное катание.
И Чулпан, и ее партнер Андрей Меркурьев, и режиссер Алла Сигалова перед спектаклем очень нервничали.
Алла Сигалова. Фото: timeout.ru
— Никого из моих педагогов в зале не будет, — призналась бывшая петербурженка, выпускница «Вагановки» Сигалова. – Я бы умерла от страха! На репетицию в Москве приходил мой муж. И он просто влюбился в Чулпан. Так что я теперь не знаю, как будет развиваться моя семейная жизнь, — пошутила хореограф. — Дети Чулпан также пришли посмотреть репетицию. Была сцена, где она лежит. Они подошли к ней и погладили по спине: «Мама, вставай!»
Актриса «Современника» Чулпан Хаматова — Лиза, солист Большого театра Андрей Меркурьев — Эраст. Сочетание разнополярных по природе своего творчества артистов подчеркивает задумку автора: спектакль Сигаловой о том, что мужчина и женщина с разных планет (Карамзин, кстати, об этом тоже писал). Он/танцор взаимодействует с миром телом; Она/драматическая актриса — душой, нервами, чувствами. Можно было бы продолжить — вздохами, звуками, словами, но спектакль лишен каких-либо слов. Звучит лишь запись, где партию Лизы исполняет Юлия Корпачева, а Эраста — Эндрю Гудвин.