Верховный суд России признал законными действующие правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, запрещающих осужденным получать и покупать средства связи – сотовые телефоны и коммуникаторы, обеспечивающие доступ в интернет. Вместо того, что посещать сайты, заключенным предложено покупать книги, подписываться на газеты и журналы, а также пользоваться библиотекой, пишет Фонтанка.ру
Правила, утвержденные Министерством юстиции России в 2005 году, запрещают осужденным иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать фотоаппараты, фотоматериалы, химикаты, кинокамеры, видео-, аудиотехнику (кроме телевизоров и радиоприемников), средства связи и комплектующие к ним.
Гражданка Кирильчук пыталась оспорить законность этого ограничения в Верховном суде России. Она апеллировала к конституционному праву граждан, в том числе заключенных, на доступ к информации. Ведомственная инструкция, по мнению заявительницы, лишала ее осужденного родственника на пользование интернетом.
Высшая судебная инстанция пришла к выводу, что сотовые телефоны и средства коммуникации, обеспечивающие доступ в интернет, используются для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи.
«Действующее уголовно-исполнительное законодательство предусматривает различные формы получения осужденными к лишению свободы информации. В частности, осужденным разрешается приобретение через торговую сеть литературы, без ограничения подписываться на газеты и журналы, пользоваться библиотекой, что также не исключает возможность поддержания осужденным имеющейся у него юридической квалификации», – констатировал суд.
Не противоречит российская инструкция и Правилам обращения с заключенными, принятым Конгрессом ООН. Они предусматривают, что до сведения находящихся в местах заключения следует регулярно доводить наиболее важные новости, позволяя им читать газеты, журналы или особые тюремные издания, слушать радио и присутствовать на лекциях, или же при помощи любых других «средств, допускаемых и контролируемых органами администрации».
«Использование результатов научно-технического прогресса в свете доступа осужденных к лишению свободы через сеть интернет и иные средства связи нормы международного права не предусматривают», – заключил суд, отказывая в требованиях заявителя.
Кассационная коллегия Верховного суда России подтвердила эти выводы суда первой инстанции.