Эксперты сходятся во мнении, что январь стал временем постепенной адаптации регионов к изменению экономической ситуации. Не стал исключением и Петербург, в котором и правительство, и жители города, и представители бизнеса стараются справиться с кризисом.
Аналитики фонда «Петербургская политика» рассуждают о том, что пока говорить о «ледяном душе» или «шоке» не приходится: в первые недели года не оправдались прогнозы ни оптимистов, ни скептиков. Разумеется, негативные кризисные явления, которые наблюдаются по всей стране, никто не отменял, но уровень социальных волнений пока остается очень низким.
Источник: фонд «Петербургская политика», РБК
Для просмотра увеличенного изображения кликните на картинку
Несмотря на отмену электричек во многих регионах страны, резонансные самоубийства чиновников и бизнесменов, проверки прокуратуры, которые выявили неоправданное повышение цен торговыми сетями на 300-400%, объективный рост цен практически на все категории товаров и услуг, увеличение штрафов, появление новых «финансовых наказаний» и кризис в банковском секторе, протестная активность остается сопоставимой с 2014 годом.
По мнению экспертов, с социальными протестами государство может столкнуться либо весной, либо осенью.
Gazeta.SPb составила свой ТОП-10 «болевых точек» Петербурга, появившихся на «карте» города на волне кризиса.
1. Инфляция и рост цен. Горожане и статистические службы отмечают рост цен практически на все категории товаров. Дорожают лекарства, продукты, техника, квартиры и автомобили. За последний месяц 2014 года лекарства подорожали на 5-30%, а за текущий год стоимость медикаментов может вырасти еще на 20-30%. Хлеб в феврале, по оценкам экспертов, в северных регионах страны подорожает сразу на 20%. Овощи и мясо за прошлый год подорожали в среднем на 32,7%, а некоторые продукты, например говяжья печень, на все 68,3%.
Растут цены и на развлечения: так, ведущие клубные площадки города и промоутер PMI говорят о том, что из-за обвала рубля гонорары в рублях иностранным исполнителям приходится увеличивать, что приводит к росту стоимости билетов на выступления зарубежных звезд. Покупательная способность горожан снизилась: от этого страдает не только отечественный бизнес, но и Финляндия, которая потеряла более половины петербургских туристов.
2. Отток трудовых мигрантов. По разным оценкам Петербург уже покинули 25-50% дворников-мигрантов. Петербургские стройки также пустеют: за последние полгода из Петербурга уехали 30-50% строителей-гастарбайтеров.
3. Заемщики валютной ипотеки. Из-за обвала рубля валютные заемщики оказались в безвыходной ситуации: теперь им приходится платить в 2-3 раза больше. Некоторые, например семья пятимиллионного петербуржца, уже должны банкам больше, чем брали изначально. Заемщики устраивают акции протеста, но пока это не помогает.
4. Штрафы. Тем временем петербургские парламентарии пытаются найти новые источники доходов: штраф за несанкционированную торговлю депутаты хотят увеличить в четыре раза, а нарушители правил платной стоянки теперь будут платить за свою провинность 3000 рублей.
5. Кризис в банковском секторе. Российские банки приостановили выдачу кредитов, банк «Связной» закрывает в Петербурге свой филиал, а банк «Таврический» находится на грани банкротства.
6. Остановка конвейеров General Motors. Конвейеры петербургского завода General Motors не будут работать как минимум два месяца.
7. Закрытие Carl\’s Junior. 12 января сеть ресторанов быстрого питания заявила о закрытии всех своих петербургских фаст-фудов, а тысяча сотрудников сети чуть было не осталась без выходного пособия.
8. Закрытие 15 магазинов торговой сети «Метрика». Сразу 15 торговых точек планирует закрыть петербургская сеть строительных товаров «Метрика» в Поволжье и Центральном округе. О закрытии магазинов в Петербурге речи пока не идет, но сложившаяся ситуация не может не вызывать опасений.
9. Кризис в туристическом секторе. Международный авиапоток в Пулково только за январь упал на 19%, турфирма «Верса» подала иск о банкротстве, а банкрот «Нева» должна кредиторам более 1,2 миллиардов рублей.
10. РЖД. Российские железные дороги прекратили пригородное сообщение в целом ряде регионов, а в Петербурге и Ленинградской области с пассажиров собирают дань в размере 100 рублей за оформление билета.