Обычные доходные дома в Петербурге нередко украшались башенками. Чаще всего они не имели никакого утилитарного значения и строились просто для красоты, становясь архитектурными доминантами окрестных кварталов. Башенки с куполами, шпилями, шарами вносили в городские улицы разнообразие, позволяли самый обычный дом сделать приметным и красивым.
Особенно характерны башенки для архитектуры модерна. И именно поэтому их так много на Петроградской стороне, где модерн стал одним из главных архитектурных стилей.
— Доходный дом Кейбеля (Ул. Большая Зеленина, 33)
Собственником этого дома был Альберт Кейбель — серебряных дел мастер, прославившийся изготовлением наградных знаков, один из ведущих ювелиров Российской империи (до сих пор едва ли не треть антикварного рынка наградных знаков сделана мастерами семьи Кейбель).
К сожалению, сыновья Альберта Кейбеля отказались продолжать семейное дело, так что со смертью мастера ювелирная компания прекратила существование. Зато остался дом, построенный архитектором Густавом Фон Голи: венчающая его башенка-эркер выглядит так, будто сошла со страниц сказок братьев Гримм и из нее вот-вот выглянет Рапунцель.
— Дом с башнями (дом Розенштейна) (Каменноостровский пр., 35)
Массивное здание на площади Льва Толстого, один из символов Петроградской стороны, известно прежде всего своими мощными шестигранными башнями. Владелец, К.И. Розенштейн, сам спроектировал свой доходный дом, а в соавторы пригласил архитектора А. Белогруда. Тот в это время как раз увлекался средневековьем, что и сказалось на облике дома: его стилизовали под средневековый английский замок. Окна высоких башен подчеркнули рустовкой, а в стене одной из них поместили декоративный циферблат со знаками Зодиака.
Интересен и фасад здания: он щедро украшен балконами, стрельчатыми арками, окнами самых разных форм (круглыми, полукруглыми, прямоугольными, двойными, разделенными колоннами…). Темные детали эти ярко выделяются на светлом фасаде.
— Доходный дом Липгарта (Каменноостровский пр., 16)
Еще одна знаменитая башенка Каменноостровского проспекта венчает дом №16 на Австрийской площади. Как и соседние дома №13 и 20, он построен по проекту архитектора Василия Шауба. А владельцем дома был Э. Липгарт, академик, художник-декоратор и историк живописи эпохи Возрождения, главный хранитель Картинной галереи Эрмитажа.
В свое время он был очень популярен как портретист и декоратор: именно его росписи по сей день сохранились в Мраморном дворце, дворце великого князя Алексея Александровича на Мойке, в театре Юсуповского дворца; он же придумал занавес для Эрмитажного театра. В здании на Каменноостровском, 16 находились и его квартира, и мастерская (ее огромные окна сразу можно заметить на верхнем этаже здания).
— Доходный дом Васильева (Малая Монетная, 5)
Красивый дом в стиле модерн построил архитектор Д. Смирнов. Исследователи называют этого зодчего «двойником» Федора Лидваля: Смирнов действительно долгое время сотрудничал с Лидвалем, и даже в тех домах, которые он построил самостоятельно, бросается в глаза сильнейшее влияние этого мастера.
Яркий пример – дом №5 по Малой Монетной: угловая башенка дома почти в точности повторяет башенку построенного Лидвалем доходного дома Мельцера на углу Большой Конюшенной и Волынского переулка.
— Доходный дом Путиловой (Большой проспект ПС, 44)
Огромный дом, выходящий сразу на три улицы, издали привлекает внимание игрой мансард, шатров, эркеров, окон разных форм и размеров, стрельчатыми порталами над подъездом и угловыми башнями.
Это доходный дом Путиловой — один из самых ярких образцов северного неоромантизма. Архитектор Ипполит Претро (кстати, получивший за этот дом серебряную медаль на конкурсе лучших фасадов) создавал дом под влиянием финского романтизма и зданий, которые строились тогда в Гельсингфорсе (Хельсинки).
К сожалению, сейчас дом «обезглавлен»: угловую черепичную башню-шатер, возвышавшуюся над домом на несколько метров, снесли. Но угловые башенки поменьше остались.
Хорошей прогулки!