Число нелегальных водителей «Газелей» в Петербурге увеличилось с ноября, когда состоялся последний конкурс на маршруты. «Мелкие компании, такие, как та, в которой работаю я, этот конкурс провалили и остались без расписанного маршрута, – рассказал «Новым Известиям» питерский водитель «Газели» Андрей Зубков. – Но закрывать бизнес из-за этого никто не собирается, поэтому мы ездим на полулегальном основании. Ставим на маршрутки номера, которые были раньше за ними закреплены, и перевозим людей. Конфликты с конкурентами, которые ездят законно, конечно, случаются: мы ведь на маршруте оказываемся лишними».
Пассажиры, как правило, редко обращают внимание, есть ли у шофера «Газели» разрешение на езду по маршруту. Но если нелегал начнет хамить, то и пожаловаться на него некуда.
«Черных маршруточников» обычно делят на две группы, – заявил изданию председатель Московского транспортного союза Юрий Свешников. – В первую входят те, у кого есть лицензия на то, чтобы заниматься пассажирскими перевозками, но нет разрешения на маршрут. То есть это люди, которые не прошли конкурс. Вторая же категория состоит из тех, кто вообще не имеет никаких разрешительных документов. Такая чехарда происходит из-за того, что в каждом регионе России действуют свои правила регулирования городских маршрутов. Весной в Госдуме готовится к слушанию законопроект, который должен будет установить единые нормы для всех субъектов РФ».
Мало того, по подсчетам Петербургской транспортной ассоциации, в городе ездят более 700 маршруток без разрешений.
«Бороться с ними мы пытаемся законным способом, – рассказывает первый заместитель генерального директора компании «Третий парк» Михаил Богданов. – Но в этом нам не помогает ни мэрия, ни ГИБДД. Если бы регулярно взимались штрафы, то нелегалы давно бы перестали перехватывать пассажиров у легальных участников рынка».
Впрочем, у нелегалов есть хороший способ работать почти в открытую – многие их них заключают договора с гипермаркетами и торговыми центрами, обязуясь доставлять их покупателей от ближайшей станции метро. Однако на деле их маршрут не ограничивается доставкой пассажиров к гипермаркету и выходит далеко за пределы короткой дороги от метро к торговым площадям, пишет ИА «Росбалт».
СПРАВКА: За отсутствие документов на право прохождения маршрута, штраф по кодексу об административных правонарушениях составляет для юридических лиц от 50 до 100 тысяч рублей. С предпринимателей взимают от трех до пяти тысяч рублей. Те, кто не прошел конкурс по пассажирским перевозкам порой переоформляются в предпринимателей, чтобы платить меньше штраф, но продолжают работать на маршрутах.
КСТАТИ: В Москве пришли к законодательным методам борьбы с нелегальными перевозчиками. В этом году решено закрепить за каждой фирмой определенные маршруты на пять лет вперед и не проводить каждый год конкурсы, увеличивая число нелегалов. К тому же контора, за которой закреплен только один маршрут, будет сама легко отслеживать нелегалов. В принципе места на дорогах должно хватить всем.