Почему нельзя заменять учебники планшетом

Одна из самых насущных проблем всех школьников — сколиоз, вызванный тяжелым рюкзаком с учебниками. Родители ежегодно выступают с предложением перенести учебники в электронный формат, но школы не торопятся идти им навстречу.

Чем вызвана такая боязнь инноваций?

Кажется, нет ничего проще — загрузить всю программу до одиннадцатого класса в планшет, бросить его в сумку, и нести с собой всего лишь семьсот грамм, вместо обычных двух-трех килограммов.

Отказ от цифровизации обучения — проблема куда более глобальная, чем кажется со стороны. И дело тут вовсе не в разном уровне достатка — в конце концов, можно было бы разрешить некоторым ученикам носить с собой планшет, а другим, менее обеспеченным, продолжать пользоваться учебниками. Но оказывается, куда больше повезет в таком случае тем, кто останется с бумажными экземплярами.

Секрет в особенностях работы человеческого мозга. Никто не ожидал, что наш мозг будет воспринимать гаджеты как… продолжение себя. Наверное, логика в этом есть — система работы компьютера, ноутбука, планшета, смартфона скопирована с принципа работы мозга. Но чего уж точно не могли предположить разработчики — так это того, что мозг откажется запоминать информацию, содержащуюся на носителе.

Отдельно от нас он принимает решение обратиться к этому своему “отделу” в том случае, если возникнет необходимость. То же самое происходит, когда мы что-то запоминаем — закодированная информация сохраняется в нашей голове, и в ответственный момент сигнал идет по нервным волокнам, как электричество по проводам, вызывая нужный нам фрагмент.

Книги и справочники мало похожи на отделы нашего мозга, поэтому он прилежно переносит информацию из них в свои запасники. А вот смартфон воспринимает как новый отдел — как будто бы мы расширили количество своей памяти на пару гигабайт. И вся прочитанная информация остается там — а когда дело доходит до контрольной, мозг прекрасно помнит, какой запрос нужно вбить в поисковик, чтобы найти формулу. Но совершенно не помнит принцип решения задачи!

Еще один объективный плюс учебников — наша привычка запоминать информацию в связке с движениями, запахами и звуками. Мы не обращаем внимания на то, как скрипит учебник, чем пахнет его бумага, какие на ощупь страницы — но это запоминает мозг. Прочитанная информация прочно скрепляется с этими воспоминаниями, и благодаря этим “анкорам” мы учим стихи и зубрим таблицу умножения. А при чтении учебника с экрана планшета физика ничем не отличается ни по звуку, ни по запаху от географии — и все данные смешиваются в единый “белый шум”.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

В 2025 году в Петербурге появится новый парк со стадионом

В 2025 году в Петербурге появится новый парк со стадиономГород
Застройщик «Главстрой Санкт-Петербург» завершает первый этап строительных работ по созданию парка площадью 20 гектар в жилом комплексе «Юнтолово». Всего за 3 месяца девелопер создал искусственные насыпные холмы, высота которых в некоторых точках доходит до 14 метров. Проложены велосипедные и пешеходные дорожки, строители приступили к высадке деревьев и кустарников, призванных стать...
Подробнее

Шесть петербуржцев и ленинградцев заняли пьедестал всероссийского чемпионата по программированию True Tech Champ

Шесть петербуржцев и ленинградцев заняли пьедестал всероссийского чемпионата по программированию True Tech ChampНовости
Сразу шесть участников из Петербурга и Ленинградской области заняли пьедестал всероссийского чемпионата по алгоритмическому и робототехническому программированию True Tech Champ  цифровой экосистемы МТС в этом году. Второе место в первом треке занял ученик Президентского физико-математического лицея №239 Владимир Звездин, а во втором две петербургских команды «Котята и роботы» и «Микро-мыши»...
Подробнее