В «Петергофе» раскрыли тайну мелодии Жана-Батиста Люлли

В «Петергофе» раскрыли тайну мелодии Жана-Батиста Люлли

В музее-заповеднике «Петергоф» состоялось знаковое событие, связанное с историей музыкального искусства. Специалисты музея и Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова успешно расшифровали старинные ноты XVIII века, размещённые на панно в Дубовом кабинете Большого петергофского дворца. До этого момента авторство и название музыкальных произведений оставались неизвестными.

Фото: Пресс-служба ГМЗ «Петергоф»

На двух филенках, расположенных на северной стене Дубового кабинета, изображены музыкальные инструменты, такие как скрипка, гобой, флейты, лира, кастаньеты, волынка и треугольник, а также нотные тетради с выписанными мелодиями. Исследователи перевели ноты, написанные на старофранцузском и сопрановом ключах, в современную нотацию. Эта работа привела к значительному открытию — выяснилось, что мелодии на панно были написаны Жаном-Батистом Люлли, придворным композитором короля Франции Людовика XIV.

«Символично, что уникальная атрибуция мелодий выполнена впервые в год юбилея двух мастеров, создавших оформление Дубового кабинета. В 2024 году отмечается 345 лет со дня рождения Жана-Батиста Леблона и 340 лет со дня рождения Николя Пино», — подчеркивает Сергeй Бондарев, заведующий отделом «Большой дворец».

Расшифрованные композиции представляют собой фрагменты пролога к опере «Роланд» Жана-Батиста Люлли. В прологе этой оперы действие происходит во дворце Демогоргона — короля «фей и гениев», который обращается к героическому эпосу рыцаря Роланда. На одном панно изображены ноты вокальной партии из дуэта La Principale Fée и Демогоргона, а на другом — инструментальная партия из менуэта. Выбранные произведения полностью соответствуют замыслу создателей Дубового кабинета — прославление Петра I и Российского государства.

В научной работе по атрибуции уникальных дубовых панно принимали участие Сергeй Бондарев и Елена Чупaхина, преподаватель кафедры органа и клавесина Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Их усилия привели к возвращению забытых мелодий в культурное пространство и позволили зрителям вновь насладиться произведениями великого французского композитора.