Авария на АЭС «Фукусима» заставила все страны задуматься о безопасности ядерной энергетики.
Вот и в России премьер-министр Владимир Путин поручил Росатому в течение месяца проверить, все ли в порядке на наших реакторах. И не грозят ли им катастрофы по типу японской, сообщает «Комсомольская правда».
Питерские атомщики уверяют, опасности никакой. Землетрясения, цунами, извержения вулканов и прочие природные катаклизмы нам не грозят. И даже вечные оппоненты энергетиков экологи в этом с ними согласны.
— У нас не сейсмическая зона, — отметил руководитель Зеленого креста Юрий Шевчук. — Землетрясения, конечно, у нас изредка случаются, но слабые. Максимум, который возможен, — пять баллов, и ЛАЭС их выдержит, она на это рассчитана. Наводнений в Сосновом Бору быть не может. Ураганы могут случиться, но они станции не навредят. Ну что еще? Экстремальная жара? У реакторов хорошее охлаждение. В случае чего гелий добавят. Падение метеорита или самолета? Да, это может быть. Диверсия — чисто теоретически возможна. Человеческий фактор — тоже вероятность есть. Вот тогда может что-то случиться. Но самая реальная опасность — это то, что срок эксплуатации реакторов ЛАЭС подходит к концу. И чем этот срок ближе, тем больше накапливается усталости материала. Самое лучшее в этой ситуации — закрыть станцию и построить новую. Что и делается сейчас в Сосновом Бору.
Экологи спокойны: пока на ЛАЭС все работает в штатном режиме, опасности нет. Гораздо больше тревоги вызывают у них хранилища предприятия «Радон», где находятся материалы, содержащие радиоактивные изотопы. Конструкции там стоят временные, и они давно перегружены. Проект новых постоянных хранилищ уже разработан, и по идее к 2014 году их должны построить. Во всяком случае принципиальное решение об этом есть.
И все же, трижды постучав по дереву, мы попросили экологов представить самое страшное: на ЛАЭС произошел взрыв, пишет «КП». И ветер, как назло, задул в сторону Петербурга. Что тогда будет?
— Ладно, давайте предположим, что поврежден один реактор с расплавлением зоны, — кивнул Юрий Шевчук. — Первый фактор: вместе с паром произошел выброс радиоактивных элементов, и они поднялись в верхние слои атмосферы. Выпадут они вместе с дождем. И не факт, что дождик прольется именно над Петербургом. Облака могут улететь и дальше. Помните, после Чернобыля радиоактивные тучи по всей Европе летали? И никто не знал, где эти осадки выпадут. Второй фактор — гамма-излучение, хотя это практически нереально. Но даже если такой сценарий произойдет, до Петербурга радиация не дойдет: от нас до Соснового Бора восемьдесят километров, Земля у нас, к счастью, круглая, а лучи распространяются строго по прямой. Под их воздействие попадет только тридцатикилометровая зона вокруг ЛАЭС. Вот она пострадает сильно.