В Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства 6 октября прошла открытая репетиция спектакля «Кысь», поставленного по роману Татьяны Толстой учебным театром «На Моховой». Как сообщает ИА REGNUM, писательница посетила эту репетицию, однако перед началом прогона рассказала журналистам, что «ничего не ожидает от этой постановки».
«Никто ничего передать так, как я написала, не сможет, поэтому они будут делать свое, а я свое», — заявила Толстая, отметив, что она будет смотреть спектакль как посторонний зритель. Писательница скептически относится к самой идее постановки «Кыси» в театре, поскольку «не любит, когда по ее прозе что-то показывают».
Татьяна Толстая также рассказала, что ей уже не раз предлагали перенести на театральную сцену действие романа и «даже за большие деньги», однако она все время отказывалась.
В спектакле «Кысь» сыграют студенты профессора Юрия Красовского, которые, по словам режиссера-постановщика Михаила Ильина, около полутора лет занимались проработкой романа. Ильин отметил, что молодые актеры старались передать и то, что написано в романе, и их собственное ощущение от произведения.
Как сообщает ИА «Росбалт», премьера спектакля состоится 21 октября в Учебном театре «на Моховой».
СПРАВКА: «Кысь» (2001) — этноцентрированная постапокалиптическая антиутопия Т. Н. Толстой. В романе рассказывается про то, что может произойти с Россией после ядерной войны. Роман насквозь пропитан иронией и сарказмом. В романе чрезвычайно много просторечных и грубых слов, однако ненормативная лексика употребляется всего три раза.
Герои романа разговаривают на характерном карикатурном диалекте, изобилующем старинными словами и выражениями, а также заимствованными из разных диалектов русского. Встречается и немало неологизмов, придуманных автором.
Действие романа происходит после ядерного взрыва, в мире мутировавших растений, животных и людей. В массах прежняя культура отмерла, и только те, кто жил до взрыва (т. н. «прежние»), хранят её. Главный герой романа, Бенедикт — сын «прежней» женщины Полины Михайловны. После её смерти на воспитание Бенедикта берёт к себе другой «прежний» — Никита Иванович. Он пытается приучить его к культуре, но безрезультатно.
Образ Кыси — некоего страшного существа, — проходит сквозь весь роман, периодически возникая в представлении и мыслях Бенедикта. Сама Кысь в романе не фигурирует, вероятно, являясь плодом воображения персонажей, воплощением страха перед неизвестным и непонятным, перед тёмными сторонами собственной души. В представлении героев романа Кысь невидима и обитает в дремучих северных лесах.