Председатель совета директоров «Фосагро» и ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко, как оказалось, владеет 5% химической компании стоимостью 350-450 млн долларов, пишут «Ведомости». Литвиненко был руководителем ученого совета в 1997 году, когда будущий премьер Владимир Путин защищал там кандидатскую диссертацию.
«Фосагро» — один из самых закрытых холдингов России, компания не публикует консолидированную отчетность и не раскрывает владельцев. Но вчера она опубликовала проспект эмиссии, в ходе которой привилегированные акции были конвертированы в обычные.
Хотя в документе не был раскрыт основной собственник компании, в нем говорится, что Литвиненко владел с ноября 2007 года привилегированными акциями, в совокупности составляющими 5% от уставного капитала «Фосагро». Еще 5,01% с того же времени принадлежало Евгении Гурьевой.
Последний раз в числе акционеров Литвиненко и Гурьева упоминаются в ноябре 2010-го. В списке за декабрь их фамилий уже нет. Но в разделе проспекта, где указываются сведения о членах совета директоров, говорится, что Литвиненко по-прежнему принадлежит 5% капитала «Фосагро».
Литвиненко с 1994 года возглавляет горный университет, был руководителем ученого совета в 1997-м, когда нынешний премьер Владимир Путин защищал кандидатскую диссертацию. С весны 2010-го возглавляет совет директоров «Фосагро». Занимался ли Литвиненко когда-либо бизнесом, неизвестно. Между тем для покупки такого пакета ему понадобились бы внушительные средства. Аналитик RMG Константин Юминов приблизительно оценивает всю «Фосагро» в 7-9 млрд долларов. Соответственно, доля Литвиненко может стоить 350-450 млн долларов.
Эксперты удивлены тем, что Литвиненко оказался совладельцем «Фосагро». Теоретически это могло быть вознаграждением за лоббирование интересов компании. В прошлом году стало известно о письме Литвиненко Путину с просьбой помочь «Фосагро» купить канадскую Potash.
Напомним, в СМИ получил огласку семейный скандал Литвиненко. Ольга Владимировна — дочь ректора — в середине марта просила создать комиссию для проверки обстоятельств нарушения ее конституционных прав и прав ребенка, восстановить ее права, а также проверить муниципальное образование «Белоостров» на предмет коррупции.
В своем запросе Литвиненко рассказывает, что она не лишена родительских прав, но лишена ребенка. По словам депутата, опасаясь, что отец ребенка может выкрасть его с целью вымогательства, 27 мая 2010 года Литвиненко дала нотариальное согласие на нахождение дочери в Курортном районе у бабушки и дедушки. Родительница рассчитывала, что там ребенок сможет и хорошо отдохнуть летом. Кроме того, сама Литвиненко была второй раз беременна, ей необходимо было регулярно отлучаться на медицинский осмотр.
14 сентября 2011 года у Ольги Владимировны родился сын, и почти сразу после кесарева сечения она стала навещать дочь. Планировала в ближайшее время забрать ее домой, однако родители стали называть ее при ребенке «тетя Оля», запрещали ей подходить, кормить и одевать малышку, подарки выкидывали.
В октябре, когда Ольга предприняла попытки поговорить об этом, ее мать заявила, что Литвиненко «не мать, так как не рожала в муках, а с помощью кесарева сечения». «У тебя есть сын, вот его и воспитывай, а про дочь забудь» — Литвиненко заверяет, что у нее есть аудиозапись этих слов собственной матери. После попытки забрать дочь Ольга Литвиненко была избита отцом, ректором Горного института.
После этого инцидента Литвиненко отозвала согласие на нахождение ребенка и обратилась в 60-й отдел милиции. Но там вынесли постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Также депутат обратилась в органы опеки и попечительства муниципального образования «Белоостров», но это также не принесло никакого результата, как и хождение по всевозможным инстанциям. Ребенка ей не отдают.
Добавим, что депутаты, выслушав эту историю, все же не проголосовали за запрос. В итоге губернатор его не увидит.