Чтобы быть правильно понятым, хочу сразу обозначить свои принципиальные позиции, — так опальный лидер «Зенита» начал вчера разговор с корреспондентом «Спорт-экспресса».
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
- Мнения и комментарии о расколе в «Зените»: Это может стать концом команды
- Кержаков будет тренироваться в дубле за «некорректное поведение»
- ФК «Зенит» назвал официальные причины перевода Денисова в дубль: Всё из-за денег
- Старого «Зенита» больше нет. Русские игроки не хотят играть. Кержаков и Денисов переведены в дубль
— Я с огромным уважением отношусь к своему родному клубу и безмерно благодарен ему за то, что он для меня сделал — как в футбольном, так и в личностном плане. И особенно — Алексею Борисовичу Миллеру, которого считаю лучшим руководителем из тех, кто имеет отношение к российскому футболу.
Даже если обстоятельства, не дай бог, сложатся так, что мне придется когда-нибудь надеть футболку другой команды, в глубине души все равно буду переживать и болеть за «Зенит». Это во-первых. А во-вторых, прекрасно понимаю, что наш клуб не замкнут на какого-то одного игрока и, безусловно, будет побеждать вне зависимости от того, есть в нем Денисов или нет.
ХОЧУ ДИАЛОГА, А МНЕ ПРИПИСЫВАЮТ ШАНТАЖ
— При таких вводных совершенно невозможно понять, как же у вас мог возникнуть конфликт с клубным руководством.
— После игры с «Крыльями» я прочитал разнообразные версии на эту тему и ужаснулся. Чего только мне не приписывают! Особенно обидно, что везде на первом месте деньги, хотя они в данном случае никакой принципиальной роли не играют. Важнее совсем другое.
— Что же?
— Правильное устройство команды. И уважение к своим, российским игрокам, на которых «Зенит» всегда держался. Это не значит, что нам не нужны легионеры: именно я был одним из тех, кто говорил руководству о необходимости приобретения классных дорогостоящих футболистов для исполнения нашей общей мечты — попасть хотя бы в полуфинал Лиги чемпионов.
— Ну вот их и приобрели. Чем же вы недовольны?
— Везде должен соблюдаться баланс. Да, мы действительно купили хороших игроков, которые, безусловно, помогут «Зениту». Но разве они настолько сильнее нынешних лидеров команды, чтобы получать в три раза больше?
— Вас покоробило именно это?
— В «Зените» собраны отличные игроки, которые выиграли не меньше титулов, чем пришедшие новички. Понимаю, если бы к нам приехали Месси с Иньестой: они, наверное, заслуживают любого коэффициента. Но сейчас некий дисбаланс налицо, и я попытался дать это понять руководству, поставив вопрос о повышении своей зарплаты.
— Простите, Игорь, но боюсь, никто не поверит, что вы сделали это из каких-то принципиальных побуждений, а не просто для того, чтобы выбить побольше денежек, которые, как известно, лишними не бывают.
— Понимаю, что переубеждать кого-либо в подобных случаях бесполезно. Но хотел бы напомнить: благодаря «Зениту» я являюсь достаточно обеспеченным человеком, а всех денег все равно не заработаешь. Мне важнее было обсудить данную тему, я специально хотел встретиться с Алексеем Борисовичем, чтобы донести до него суть проблемы. Зная цену себе и своим партнерам, костяку «Зенита», собирался подчеркнуть в разговоре: мы, безусловно, заслуживаем большего уважения. Но эту встречу так и не организовали, приходится теперь доносить свои мысли через вашу газету.
Знаете, мне стало бы все понятно, даже если бы просто получил ответ «нет». Но я слышал: да-да, твой вопрос решается, ответ получишь перед «Малагой»… потом перед «Крыльями»… Сказали бы сразу четко: подожди, к примеру, две недели. Но нет, все время было «завтра». Я выходил на поле и делал там все что мог — как с «Тереком», так и с «Малагой»: можете пересмотреть записи тех игр, чтобы убедиться. Мне вообще никогда не пришло бы в голову играть спустя рукава и подводить партнеров. Только вот мысли в голове были неспокойными, даже спал несколько ночей плохо.
Перед вылетом в Самару активно поинтересовался, как все-таки решается мой вопрос, после чего мне было сказано примерно следующее: когда надо будет, тебе позвонят. Тогда я пошел к Спаллетти и рассказал все как есть. Тренер, наверное, и побудил представителей руководства клуба подойти ко мне за три часа до игры с «Крыльями». Прямо при Спаллетти они начали обсуждать возможные суммы — словно на рынке. В моем понимании это было не место и не время, да и главное-то, как я уже сказал, вовсе не в конкретных суммах, а в принципе.
Игорь Денисов в дубле
В той обстановке говорить о каких-то важных вещах было неуместно. Поэтому я просто ушел, сказав, что хочу встретиться и обсудить вопрос в другом месте и более обстоятельно. А до того не готов находиться в заявке — хотя бы потому, что голова занята посторонними мыслями. В таком состоянии трудно играть на полную катушку. Попросил при этом о возможности тренироваться с основным составом — ведь через две недели сборной предстоят важнейшие матчи отборочного цикла.
Не знаю, как все это преподнесли Миллеру, но после прилета поступил приказ отправить меня в дубль без объяснения причин. Думаю, что своей многолетней игрой за клуб заслуживал все-таки немного иного отношения. За последние два с половиной года отыграл за «Зенит» более ста полных матчей, поэтому достоин, наверное, хотя бы звонка с объяснением ситуации. Тем более что все мои действия направлены исключительно на благо команды, а не на решение личных проблем. Если же я что-то понимаю неправильно — поясните, готов выслушать!
Я хочу диалога, а мне приписывают какой-то шантаж. Против кого — против родного клуба?!
ЗА ЧТО НАКАЗАЛИ КЕРЖА, НЕ ЗНАЮ
— Если бы вам сразу или перед матчем, «Крыльями» сказали «нет», что вы предприняли бы?
— Ничего — это был бы ответ, четкий и ясный. Играл бы дальше, понимая, на каком свете нахожусь. Тут же важно еще, как именно сказали бы. Одно дело — пригласить, выслушать и объяснить, почему нет. Другое — просто отмахнуться. Еще раз повторю: в этой истории важны не денежные суммы, а степень уважения к российским игрокам. Тем более своим, питерским. Ни в одном солидном чемпионате вы не увидите, чтобы легионеров обхаживали и ставили в льготные условия по сравнению с местными футболистами — наоборот, они должны быть на голову выше, чтобы попадать в состав.
Любой из зенитовских россиян заслуживает самого большого уважения. Я счастлив, что сумел поиграть в одной команде с Семаком, а посмотрите на Зырянова, как он пашет на поле! Широк, Керж, Фаза, Быстрый, Анюк, Слава — это же лучшие футболисты страны, как можно их не ценить? И все они играют друг за друга, вот что самое важное.
Что же касается денег, то они должны помогать установлению правильного микроклимата в команде, а не разрушать его. Я, между прочим, параллельно с предложениями о покупке классных игроков вносил руководству клуба еще одно — об отмене промежуточных премиальных. Уверен, что бонусы нужно получать только за достижение конечного результата. А за счет подобной экономии можно было бы немного поднять всем зарплату — и тогда такая пропасть между старожилами и новичками не образовалась бы.
— В России не принято ценить своих. Их, наоборот, «размазывают» с особым садизмом. Вспомните сборную…
— Там, увы, слишком сильно постарались некоторые ваши коллеги. Да, мы, пользуясь выражением Кости Зырянова, «обоср…сь» в матче с Грецией, да виноваты, что не пошли после той встречи поаплодировать болельщикам, я это полностью признаю, но чтобы так смешивать с грязью… Можно подумать, что сборная России до этого только и делала, что выигрывала чемпионаты мира и Европы. Болельщики, конечно, должны требовать от футболистов хорошей игры, но делать это тоже можно по-разному.
— Кому-то из зенитовских россиян вы предлагали присоединиться к своей акции?
— Нет. Здесь каждый решает сам. О моих разговорах с руководством они знали, но тянуть с собой еще кого-то — неправильно. Представляете, если бы заварилась такая же каша, как сейчас, и наказали бы не меня, а того, кого я привел. А у него тоже семья, дети. И как я потом с этим жил бы?
— Но наказали-то не только вас — сегодня с молодежным составом тренировался и Александр Кержаков?
— Честно говоря, причин его «ссылки» до конца не знаю — лучше спросить у самого Кержа. Но они точно не связаны с требованиями повысить зарплату — Саша только что переподписал контракт и, насколько я знаю, удовлетворен им.
МОИ «ОТСТУПНЫЕ» — 12 МИЛЛИОНОВ
— Есть стимул с полной отдачей тренироваться в дубле?
— Конечно! Очень хочу, чтобы меня вызвали в сборную страны и я мог принести ей пользу, поэтому стараюсь сделать нагрузки максимально полноценными.
— А если Капелло все-таки посчитает ненужным вызывать человека без игровой практики?
— Тогда останется только дожидаться трансферного окна.
— Готовы перейти в другой российский клуб или будете искать иностранный?
— Если честно, даже представить себя вне «Зенита» не могу. Но если жизнь заставит… Не заканчивать же карьеру в 28 лет? Тем более что мои «отступные», прописанные в контракте, не так уж и велики — 12 миллионов евро. Единственное, что никогда не смогу, — играть за клуб, не ставящий перед собой больших задач: органически не терплю проигрывать. Надеюсь, впрочем, что до перехода дело все-таки не дойдет.
— А если представить худший вариант: никто вас никуда не зовет и в основу «Зенита» тоже не возвращают?
— Что ж, тогда придется отрабатывать действующий контракт в дубле, а единственным утешением станет семья. Только общаясь с детьми и супругой, можно хоть как-то забыть профессиональные невзгоды.
— Ой ли?!
— Не до конца, конечно, но счастье и здоровье близких в любом случае важнее всего на свете, разве не так? Хотя без сборной будет совсем тяжело…
— Что-то по поводу вашего ближайшего будущего при переводе в дубль вам говорили?
— Ничего. Просто сказали: с завтрашнего дня тренируешься с молодежным составом.
— Может быть, суть еще и в том, что руководство клуба решило раздробить российский костяк команды, который, по общему мнению, диктует свои условия в коллективе?
— Вот откуда берется это общее мнение, скажите мне. Вы можете себе представить, чтобы Денисов диктовал какие-то условия Спаллетти, не говоря уже о Миллере? Где Алексей Борисович, а где я?! Пишут, что игроки решают, кого брать, кого выгонять… Вот прочитал интересное интервью Левана Кении о том, как его «выживали» из «Зенита», и просто посмеялся. Игрок не бесталанный, но нам совершенно не подходящий. Если бы дело обстояло иначе и он, допустим, понравился Спаллетти, то неужели я подошел бы к главному тренеру и сказал: «долой Кению!», а он меня послушал бы? Бред какой-то. Свое мнение высказать, конечно, могу, но принимаю решения все равно не я.
— Однако говорят, Халка с Витселем российские старожилы «Зенита» встретили, мягко говоря, без энтузиазма…
— Да нормально встретили! Повторю еще раз: сильные игроки нам не просто нужны — необходимы. А они оба — игроки несомненно сильные. Поэтому никаких проблем не было. Читаю вот, что Халку никто не пасует — еще одна полная ерунда. Давайте просто возьмем видеозапись и посмотрим, сколько раз он получал мяч. Но это же неинтересно, интереснее скандал на ровном месте раздуть.
Что же касается общения, то через переводчика не очень-то пообщаешься. И, как мне кажется, стремление делать это должно больше исходить именно от новичков — спросите у любого нашего легионера, сильно ли с ними возились за границей? Вот то-то и оно.
ОБИДНО, КОГДА ТЕБЯ СЧИТАЮТ РВАЧОМ
— Приезд высокооплачиваемых легионеров и неудачная серия «Зенита» — простое совпадение?
— Разговоры о том, что кто-то «протестует» прямо на поле, — это уже не просто бред, это бред в квадрате. Неудачные матчи и даже серии бывали у нас и раньше — они у каждой команды бывают. Но именно эту почему-то все решили выделить.
— Кто-то еще может оказаться в дубле?
— Откуда мне знать? Если клубу кажется, что российские игроки ведут какие-то игры за спиной руководства, то это абсолютное заблуждение. Не надо искать заговор там, где его нет. Я никогда не вру и в данном случае тоже предпочел все сказать прямо в глаза.
Уверен, что «Зенит» выйдет из группы в Лиге чемпионов — со мной или без меня. Но быть выброшенным за калитку, как собака, очень обидно. Еще и получив публичные обвинения в нагнетании ситуации и провоцировании других футболистов… И кому они адресованы — человеку, который играл за «Зенит» и с температурой, и с микропереломом голеностопа, и с надрывом мышцы бедра? Разве это правильно? Да, я — не Марадона, да — могу ошибиться и ошибаюсь, естественно, но обвинений в том, что не отпахал в каком-то матче «от» и «до», точно не заслуживаю.
— Как ситуацию восприняли ваши партнеры?
— Этот вопрос лучше задать им самим. Я никого не прошу поддерживать меня и вообще не вмешиваю в текущие события. Каждый профессионал должен отвечать за свои поступки сам. Если я пошел на все это и получил то, что получил, — значит, заслужил. Остальные должны продолжать тренироваться, играть и выигрывать. Хочу пожелать им только побед — даже если сам буду сидеть в дубле. Повторю, что могу лишь благодарить клуб и партнеров за то, что они мне дали за эти годы.
— Но защищаете-то вы в данном случае, по вашим собственным словам, общие интересы?
— Это жизнь. Мне не плевать на команду, поэтому делаю то, что считаю нужным. Да, меня наказали, но это не повод думать, что поступил неправильно. Повторись ситуация еще десять раз — делал бы то же самое. Никогда не плел каких-то закулисных интриг, всегда говорил все в глаза, почему сейчас должно быть иначе? Готов, кстати, встретиться с нашими болельщиками, чтобы объяснить им ситуацию — мне нечего скрывать, и очень обидно, что некоторые сразу посчитали Денисова рвачом, выбивающим из клуба деньги. Или тем более предателем, разлагающим команду.
— Ваше полноценное возвращение в основной состав после всего случившегося возможно?
— А разве я сделал что-то подлое или грязное? Я, во всяком случае, открыт для диалога. Более того, именно его хотел и хочу.