Центр для людей
Прогуляться по центру большого города, забыв о транспорте… пока это лишь мечты для жителей Петербурга. Невский проспект и почти все прилегающие к центру улицы привычно стоят в пробках. О том, что в Северной столице не хватает пешеходных зон, да и просто мест для отдыха, скамеек и беседок, говорят не первый год. На этот раз чиновники прислушались к мнению общественников и решили опросить на эту тему самих петербуржцев, пишет «Мой район».
Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Смольного накануне провел заседание рабочей группы, в котором участвовали активисты движения «Красивый Петербург», архитекторы и эксперты в области градостроительства. На совещании обсудили планы развития временных пешеходных зон (в летний период, в выходные дни) на территории исторического центра.
Руководитель движения «Красивый Петербург» Красимир Врански предложил несколько мест для пеших прогулок в центре. Среди них: Большая Морская улица, участок Невского проспекта от Адмиралтейства до Набережной реки Мойки и Мытнинская набережная.
Обещают спросить и горожан: чиновники готовят отдельное исследование в форме опроса жильцов прилегающих территорий. Затем проект оценят эксперты, после этого представят в КЭПиСП, после чего отправят в профильные комитеты. В первую очередь будут выбирать те улицы, перекрытие которых будет менее болезненным для автомобилистов.
По мнению главы центра ЭКОМ Александра Карпова, недостаточно просто делать улицы пешеходными, важно также организовывать на них развлекательные мероприятия.
«Пригласить праздничный театр, творческие коллективы, создать различные зоны отдыха, чтобы люди не мешали друг другу. Помню, несколько лет назад на один день Дворцовую площадь застелили газоном, и все были в восторге. Акцию делал негосударственный фонд. Я вот никогда это не забуду. Нужны идеи, нужно подключать тех, кто ведет торговлю на Невском, чтобы и им было интересно. Единственная проблема в том, чтобы организовать пропуск общественного транспорта, но на небольшом участке сделать это несложно.
Участок от Малой Морской до Невского довольно привлекательный. Там есть станция метро «Адмиралтейская». Можно сделать пешеходную зону от метро до Арки Главного штаба с выходом на Дворцовую площадь. Это полезные вещи, интересные. У нас город-музей, и это означает, что периодически нужно устраивать некие экспозиции, «вытаскивать» те или иные участки города на поверхность, привлекать к ним внимание, это капитализирует город. Нужно использовать ценность городской среды, архитектурное пространство, потенциал города для привлечения туристов».
Власть пешеходам
Для начала нужно пробовать пешеходные зоны по выходным.
«Успех будет зависеть от потока людей туда. Если будет спрос, можно распространить это на пятницу, субботу и воскресенье, в эти дни многие уезжают загород, поэтому и для автомобилистов должно быть полегче. Главное — разработать схемы изменения движения для разных участков города и периодически их запускать, не одновременно, чтобы привлечь к ним внимание», — считает Карпов.
Кстати, понятие «пешеходная зона» готовятся законодательно закрепить в проекте закона «О правилах благоустройства в Санкт-Петербурге».
Пешеходную зону на Невском пока обсуждают в качестве временного эксперимента: эксперты просчитывают транспортную нагрузку, которая может увеличиться при закрытии этой части главной магистрали города для транспорта. Ранее Смольный предлагал открывать для пешеходов участок от Думской улицы до канала Грибоедова по выходным дням.
С этой идеей в Северной столице не раз выступали активисты и общественные организации. Кроме того, общественники предлагали сделать пешеходным участок Большой Морской улицы от Невского проспекта до арки Главного штаба, но затем чиновники от этой идеи отказались. Между тем многие дорожные эксперты считают, что это создаст лишь дополнительную напряженность на дорогах Петербурга, поскольку у Невского проспекта нет полноценного дублера.
Напомним, впервые о возможности сделать Невский проспект пешеходным в Петербурге заговорили летом прошлого года, когда из-за ремонта на главной городской трассе перекрывали движение по выходным дням. В мае этого года появилась информация о том, что городские власти планируют летом 2015 года сделать часть Невского проспекта пешеходной зоной по выходным дням, для этого прорабатывается вопрос переноса общественного транспорта.
Наиболее распространенные идеи для пешеходных зон:
- часть Невского от Малой Морской до Арки Главного штаба
- улица Рубинштейна
- участок от Думской улицы до канала Грибоедова
- Кирпичный переулок между Малой Морской и Большой Морской улицами (с сохранением технологического проезда для транспорта);
- пешеходный маршрут по набережной Крюкова канала от Новой Голландии, через Театральную площадь, до Никольского сада и Никольского собора.
Сейчас в Петербурге, в отличие от европейских городов, пешеходных улиц совсем немного. Наиболее известные из них:
- Малая Конюшенная улица, открыта 2 сентября 1997 года
- Малая Садовая улица, идущая от Невского проспекта (от знаменитого Елисеевского гастронома) до Итальянской – самая короткая в Санкт-Петербурге – диной 179 м, реконструирована в 1998-99 годах
- 6 и 7 линии Васильевского острова — реконструирована в 2001 году
- улица Большая Московская и улица Правды, открытая в 2004 году, пока что самая длинная пешеходная зона Петербурга. Находится рядом со станциями метро «Владимирская» и «Достоевская», в историческом центре города, длиной 2 км.