Между тем, среднестатистический житель спального района, где установлены баки для селективного сбора, не имеет четкого представления об их назначении и продолжает выбрасывать смешанный мусор в общий бак.
В конце февраля «Гринпис» объявил о начале народного контроля за сбором раздельного мусора в Петербурге. Но несмотря на это мусор из разных бачков также вываливается в одну кучу. И получается, что смысла в сортировке нет.
Но по словам , начальника отдела раздельного сбора мусора автопредприятия № 1 Виталия Салуметса, сейчас разные контейнеры устанавливаются с прицелом на будущее – когда объемы собираемого сырья возрастут,пишет газета «Мой район».
Новые машины с двумя контейнерами разного цвета на предприятии уже появились, и по мере необходимости их парк будут увеличивать.
В «Гринписе» видят в этой ситуации и свою вину.
«В 2002-ом, когда мы только начинали «пробивать» идею раздельного сбора мусора, у нас возникали споры о том, сколько контейнеров должно быть на каждой площадке, – рассказывает координатор проектов Игорь Бабанин. – Сошлись на двух – возможно, это была ошибка, и надо ставить по одному, как это сейчас делают на ряде площадок в Центральном районе».
Сегодня весь селективный мусор вывозят два автопредприятия «Спецтранса» – № 1 и № 6. Перевозчики мусора жалуются на то, что население не утруждает себя сортировкой, а персонал «Жилкомсервисов» не ведет разъяснительную работу с жильцами. Хотя, по сути, в этом кровно заинтересован.
«Если нас устраивает качество раздельно собираемого мусора, то мы возвращаем «Жилкомсервисам» четверть денег, полученных за его вывоз, потому что возмещаем затраты за счет сдачи вторсырья, – говорит Виталий Солуметс.
По результатам проведенного социологического исследования, примерно четверть населения готова участвовать в программе селективного сбора. Полный же потенциал участия населения в раздельном сборе оценивается ориентировочно в 75%.
Но «освоение» этого потенциала возможно только постепенное, через длительную информационную и воспитательную работу, начиная со школ и детских садов, пишет greenpeace.org.
От раздельного сбора мусора в первую очередь выигрывает бюджет. Город платит деньги за организацию свалок, на которые попадает обычный мусор – 250 рублей за каждый кубометр. А мусор, который увозят на переработку, на свалки не попадает.
Но делиться сэкономленными деньгами со «Спецтрансом» и жилищными организациями город не хочет. В результате автопредприятия «Спецтранса» зачастую работают себе в убыток – ведь вывоз раздельного мусора обходится дороже.
Но предприятия-перевозчики надеются, что в будущем, когда объемы собираемого вторсырья возрастут, эти затраты окупятся.
СПРАВКА: Раздельный сбор мусора распространен в большинстве стран Европы, экономящих энергию и ресурсы. Сегодня средний немец вынужден сортировать мусор ежедневно по 8-10 видам контейнеров, в Австрии и Голландии по четырем.
Товары в магазине имеют добавленную стоимость, которую можно возвратить только вернув упаковку в магазин. Ифнормационная пропаганда за границей также находится на высоком уровне, в Германии развита система штрафов.
Тем не менее, западные технологи признают, что система устарела. Внедряются новые виды сортировки отходов (высокотемпературное высушивание и т.п.).