Удивительно, но водная столица России Санкт-Петербург не обновляет судовой парк, пишет «Комсомольская правда».
Самые свежие речные теплоходы построили еще в 80-х годах, они держатся на плаву и разрешены в эксплуатацию только благодаря бесконечным ремонтам и модернизациям. На учете Северо-Западного филиала Российского речного регистра числится около трехсот пассажирских судов, которые ходят по каналам Петербурга и акваториям Невы, Онежского и Ладожского озер. Теплоходов проекта 785, которому принадлежит «Булгария», нет вообще. Но порядка двадцати круизных судов – того же класса «Озеро», как и затонувший теплоход. Их эксплуатируют частные компании, которые устраивают туры до Валаама и Кижи.
Специалисты говорят, что речные теплоходы самого популярного 588-го проекта имеют существенные преимущества перед 785-м. Например, по остойчивости. Против двенадцати метров ширины «Булгарии» у них – по пятнадцать. Они проходят ежегодное освидетельствование в Северо-Западном филиале Российского речного регистра.
— Перед навигацией все суда проверили, — сказал корреспонденту «Комсомолки» директор филиала Владимир Алипа. – Любое несоблюдение требований, в том числе безопасности, исключает использование судна. По моему опыту происшествия редко случаются из-за технического состояния. В основном, из-за нарушения правил эксплуатации и плавания. Возраст судна, конечно, существенно влияет на вероятность отказов оборудования и агрегатов.
Мгновенная приостановка использования техники после катастроф в речном флоте, как в авиации, не принята. Единственное, что грозит петербургским владельцам теплоходов класса «Озеро», — внеочередное освидетельствование.
— Но для этого мы должны получить распоряжение головной организации в Москве, — пояснил Алипа. – Теоретически это возможно. В зависимости от причин трагедии могут проверить суда и других классов.
По мнению исполнительного директора Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Татьяны Гавриловой, изношенность отечественного пассажирского флота переходит все границы:
— У нас всего два процента судов круизного и паромного типа моложе десяти лет. – Теплоходы, которые используют в перевозках до Валаама и Кижей, не намного моложе «Булгарии». Да, они обновлены, но есть и понятие усталости металла и агрегатов.
Трагедия в Куйбышевском водохранилище – звоночек государству и всем организациям, отвечающим за туризм. Ни один крупный бизнесмен не позволит себе в одиночку закупку новых судов. Нужна поддержка. В противном случае, мы упремся в ситуацию морского круизного рынка. Россия ушла из него из-за отсутствия судов.