Несмотря на продление действия техрегламента, бензин для независимых операторов рынка по-прежнему остается дорогим продуктом. Его практически нет на биржевых площадках.
В то же время перебои с топливом на АЗС, в том числе принадлежащих нефтяникам, до сих пор наблюдаются в ряде регионов страны. Участники рынка опасаются, что это ждет и столицу: в ноябре на ремонт будет остановлен Московский НПЗ.
Независимые не почувствовали разницу
Последней инициативой государства по решению проблем с дефицитом топлива стало продление с сентября продаж топлива Евро-2, оборот которого был прекращен с 2011г. Эта мера должна была дать внутреннему рынку дополнительные объемы бензина. Однако улучшения пока не произошло, пишет РБК.
Ситуация на топливном рынке остается сложной, говорит глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. «Нефтяные компании продают нефтепродукты на 7 тыс. руб. выше, чем собственным «сбытам». На розничном рынке такая ситуация приводит к разорению независимых АЗС», — говорит он.
Положение независимой розницы не улучшилось, соглашается директор по развитию и маркетингу ИАЦ «Кортес» Павел Строков. Бензина на рынке больше не стало, в том числе на биржевых площадках, которые для независимых операторов практически единственная возможность покупать нефтепродукты. Согласно данным «Кортеса», за минувшую неделю предложение нефтепродуктов на трех биржах составило 275,4 тыс. т при спросе более 2 млн т. Но и стоимость этих нефтепродуктов остается достаточно высокой. Индекс СПбМСТБ к концу прошлой недели на Аи-92 составил 33 812 руб./т, Аи-95 — 35 012 руб./т. В то же время цена бензина Аи-92 на спотовом рынке 29 148 руб./т (-95 руб. к 16 сентября), Аи-95 — 30 750 руб./т (-129 руб.), на мелкооптовом рынке соответственно 33 027 руб./т (+45 руб.), 34 275 (+105 руб.).
По словам г-на Строкова, сложившаяся ситуация позволяет нефтяным компаниям приобретать обанкротившихся владельцев АЗС. Он полагает, что передел рынка будет продолжатся до весны. «Нефтяные компании стараются покупать, как правило, 10—20 АЗС, расположенных в достаточно прибыльных местах. Аналогичная ситуация наблюдается в Москве и Московской области. Однако здесь смена владельца десятка заправок не такое заметное событие как, например, для Новосибирской области», — говорит эксперт.
Бензина не хватает, даже дорогого
Регионы до сих пор сталкиваются с проблемой нехватки бензина. Две недели назад с заправок Калининградской области, в том числе принадлежащих ВИНК, исчез бензин Аи-92, начались перебои с Аи-95. По данным местных СМИ, свободно купить можно было только дизельное топливо и евробензин по цене 38 руб. за литр. В конце прошлой недели жителям Мурманска сложно было найти Аи-92 и Аи-95 на заправках ЛУКОЙЛа и «Роснефти».
Один из участников рынка не исключает, что подобная ситуация может скоро произойти и в Москве: на ноябрь запланированы ремонтные работы на Московском НПЗ, принадлежащем «Газпром нефти».
На этом фоне продолжается рост розничных цен (см. таблицу). Независимым операторам приходится приобретать топливо по высоким ценам и продавать их на АЗС выше, чем ВИНК, тем самым они повышают в целом тренд по России, поясняет Павел Строков. «Нефтяные компании в зависимости от ситуации или держат розницу на одном уровне, но отрабатывают за счет мелкого опта или же незначительно повышают ценники на АЗС. Все это должно быть сбалансировано. По нашим расчетам, это произойдет к декабрю», — добавляет эксперт.