В интервью «Российской газете» Сергей Степашин заметил, что «в принципе, можно посчитать разницу в цене тех активов, за которую они приобретались в 90-х годах и что они стоили на самом деле. Если в этом есть необходимость, можно решать вопрос через судебные процедуры, подключить независимые органы финансового контроля, в том числе Счетную палату. Мы готовы вместе все посчитать», — сказал он.
В 2003 году СП закончила исследование итогов приватизации в России в 1990-х годах, напомнил Степашин. «Проанализировав итоги приватизации, мы открыто и честно сказали: она “была проведена по худшему варианту из всех европейских стран”.
Это я дословно цитирую члена экспертной группы, которая работала вместе со Счетной палатой, нобелевского лауреата, американского профессора Джозефа Стиглица, — сказал главный аудитор страны. — Безусловно, цель, которая декларировалась, достигнута не была. А это не только переход на рыночную экономику, но и создание среднего класса, более эффективных предприятий, которые могли бы конкурировать с западными компаниями». По его словам, ни одна страна мира, в том числе страны Восточной Европы, не проводили такого рода приватизации.
Степашин не обошел стороной другой важный элемент экономической политики 1990-х. «Что касается залоговых аукционов, то это была просто полумошенническая схема, когда люди брали кредит у банка, за бесценок покупали крупнейшие предприятия, иногда даже не возвращая кредит. Тут вопросов нет, комментариев тоже», — подчеркнул глава СП. Он сообщил, что, как признался Анатолий Чубайс после публикации доклада СП по приватизации, «задача ставилась одна: ликвидировать промышленно-экономическую основу для коммунистического реванша, то есть задача была чисто политическая».
Он напомнил, что ряд приватизационных сделок, особенно ваучеризация, проводился в соответствии не с законом, а с указами президента. Борис Ельцин «ввел указом ваучеры вместо именных чеков, которые мы с вами должны были получить, как это сделали в Венгрии и Польше», сказал Степашин. «Тем не менее в своем докладе мы сделали еще один важный вывод: массовая приватизация и даже залоговые аукционы де-юре легитимны. Все делалось в соответствии с законами и указами того времени», — заявил глава СП. Поэтому ставить вопрос о деприватизации с юридической точки зрения некорректно, уверен он. «Деприватизация могла серьезно ударить по экономической основе государства», — подчеркивает Степашин.
Вопрос об итогах приватизации в 1990-х снова сделал актуальным премьер-министр, кандидат в президенты Владимир Путин. 9 февраля Путин объявил о необходимости закрыть тему о нелегитимности приватизации 1990-х путем уплаты разового взноса нынешними владельцами приватизированных предприятий.
Степашин решил, как он выразился, «обратиться… просто как гражданин к совести некоторых наших чрезвычайно богатых людей«. «Почему семьи Морганов, Рокфеллеров, других богатых людей, известных американских, немецких, французских предпринимателей занимаются серьезной гуманитарной деятельностью, содержат клиники, реально помогают людям», — задается вопросом главный аудитор страны. Он напомнил, что в России были меценаты — Савва Морозов, Павел Третьяков и другие. Он выразил сожаление по поводу того, что «наши сегодняшние предприниматели не всегда охотно принимают участие в таких делах», пишет BFM.