Во время бурного заседания городского парламента 23 декабря осталось почти незамеченным принятие в третьем чтении изменений в городской Устав. Между тем из него был исключен пункт 1 статьи 3, где говорится, что в Санкт-Петербурге «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации», пишет ЗАКС.Ру.
Такое изменение, предложенное комитетом по законодательству (в октябре, когда оно вносилось, комитет еще возглавлял Виктор Евтухов, с той поры ставший сенатором) в целях, как написано в пояснительной записке, «приведения Устава Санкт-Петербурга в соответствие с федеральным законодательством». И, кстати, если права и свободы больше не гарантированны — зачем нужны оба свежеиспеченных омбудсмена, которых депутаты избрали аккурат перед изменением Устава?
Между тем в статье 3 Устава, которая называется «Права и свободы человека и гражданина», остался пункт 2, где говорится о том, что «в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия». То есть, вместо того чтобы говорить о правах и свободах, теперь нам говорят только о том, как их можно ограничивать.
Конечно, все не так страшно: оттого что депутаты вычеркнули из Устава эту «бланкетную» норму, действие Конституции на наш город распространяться не перестало. Но сам факт такого изменения чрезвычайно показателен и наглядно демонстрирует степень уважения многих парламентариев к правам и свободам человека.
Дело в том, что, пока в Уставе существовала эта норма, она позволяла (что не раз применялось на практике) оспаривать городские законы и акты администрации в Уставном суде именно по критерию нарушения ими прав и свобод граждан. Обращаться в УС, как известно, можно, требуя проверить тот или иной правовой акт на соответствие Уставу. А таким путем перекидывался юридический мостик: раз Устав содержал отсылку к Конституции, гарантирующей права и свободы, — их нарушение можно было рассматривать как нарушение соответствующего пункта Устава. Теперь же мостик разрушен и обжаловать в Уставном суде правовые акты петербургской власти станет значительно сложнее.
Правозащитник Юлий Рыбаков убежден, что парламентарии лукавят, поскольку функции по обеспечению прав и свобод граждан находятся в совместном ведении федерального центра и субъектов. «Теперь петербуржцы уже не смогут оспорить в Уставном суде города те или иные решения властей, ссылаясь на то, что эти решения нарушают их права и свободы. Уставный суд скажет, что обеспечение прав и свобод отныне не находится в его компетенции и посоветует гражданам обращаться в суд Конституционный. А сделать это уже куда труднее», — сказал Рыбаков.
Одновременно было сделано еще одно примечательное изменение Устава, касающееся муниципалитетов. В старой редакции статьи 62 Устава было записано, что перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга определяются законами Санкт-Петербург, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. В новой редакции — что перечень вопросов местного значения, источники доходов местного бюджета определяются законами Санкт-Петербурга для каждого внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.
Смысл замены формулировок прост и прозрачен: теперь полномочия каждого муниципалитета можно устанавливать в индивидуальном порядке и точечно лишать полномочий отдельные муниципалитеты, по тем или иным причинам навлекшие на себя неудовольствие.