Автомобили, выпущенные в Японии после землетрясения 11 марта и аварии на атомной станции «Фукусима-1», приедут в Россию летом, доставка занимает два-три месяца.
Ряд дилеров, например, «Рольф» ( Mitsubishi) , сообщили, что закупили в салоны дозиметры, чтобы доказывать чистоту автомобиля. Спецсредства для выявления радиации закуплены также дилерами Honda и Toyota, пишет «Газета.ру».
Кстати, за первые две недели апреля в порту Владивостока выявлено 49 «фонящих» автомобилей. Все машины размещены в зоне таможенного контроля, и до сих пор никто не знает, что с ними делать. Руководство порта пожаловалось на бездействие Роспотребнадзора в прокуратуру и предложило отправлять зараженные машины обратно. Такие же рекомендации дает Green Peace.
Владельцы «фонящих» «праворуких» иномарок отказываются от их отчистки из-за дороговизны процедуры.
Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на специалистов, дезактивация личного автомобиля по стоимости может в разы превышать цену машины. В процедуру очистки кроме сбора радионуклидов с машины входит и захоронение опасных элементов. Стоимость очистки составляет от 200 до 300 тыс. рублей за кубометр, сказал агентству представитель компании, которая занимается утилизацией опасных грузов в Приморье.
Кроме собранных радиоактивных элементов захоронить придется и средства защиты, которыми пользовался специалист при утилизации, грунт, находящийся рядом с машинами, и многое другое. В мире мало примеров дезактивации зараженных личных авто.
Главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко предупредил об ответственности за ввоз «фонящих» машин из Японии. Проверять машины надо перед отправкой в Россию, в противном случае финансирование утилизационных мероприятий ляжет на плечи самих же собственников. Говоря о зараженных машинах, обнаруженных в порту Владивостока, Онищенко отметил, что они «никакой угрозы не представляют». Какова дальнейшая судьба этих автомобилей, он не уточнил.