В Москве прошла 17-я торжественная церемония вручения главной российской театральной награды — национальной премии «Золотая маска», которая состоялась в Гостином Дворе и стала самым громким событием нынешнего театрального сезона. Премия «Золотая маска», которая была учреждена Союзом театральных деятелей России в 1994 году, вручается за высшие достижения во всех видах театрального искусства: драме, опере, балете, современной танцевальной постановке, оперетте и мюзикле, кукольной постановке.
«Золотую маску» за лучший драматический спектакль большой формы получил «Дядя Ваня», поставленный в театре имени Вахтангова его худруком Римасом Туминасом. Режиссер заявил, что горд получать этот приз, и пригласил на сцену исполнителей главных ролей — Сергея Маковецкого, Владимира Симонова, Людмилу Максакову и других.
Лучшим драматическим спектаклем малой формы стал «Триптих» по Пушкину, поставленный в «Мастерской Петра Фоменко» самим мэтром, передает РИА Новости.
Лучшим режиссером назвали Андрея Могучего, сделавшего спектакль «Изотов» в Александринском театре. Эта же постановка заслужила «Золотую маску» за лучшую работу художника, Александра Шишкина.
Обладательницей «Маски» за лучшую женскую роль стала актриса Ольга Яковлева, недавно отметившая 70-летие. Она сыграла в «Обрыве» у Адольфа Шапиро в МХТ им. Чехова. Приз за лучшую мужскую роль получил Игорь Гордин за спектакль «Кроткая» в московском ТЮЗе.
Жюри драматического конкурса присудило две специальных премии: актрисе ярославского театра драмы имени Волкова Анастасии Светловой за роль Екатерины Ивановны в одноименном спектакле и проекту «Молодые режиссеры — детям», придуманному в Российском молодежном театре. Худрук театра Алексей Бородин пригласил всех участников проекта на сцену, получать приз вместе с ним.
Лучшим кукольным спектаклем стал «Медведь», поставленный совместно костромским театром кукол и творческим объединением «Культ-проект» из Москвы.
Большая часть оперных «Золотых масок» отправилась в Санкт-Петербург. «Золотая маска» за лучший оперный спектакль была присуждена «Женщине без тени» Рихарда Штрауса — постановке англичанина Джонатана Кента, осуществленной в Мариинском театре. Еще одна «Маска» досталась «Женщине без тени» за работу художника-постановщика, Пола Брауна.
За лучшую работу режиссера и дирижера премировали Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса, которые, стремясь привить отечественной публике вкус к авангарду, поставили в Большом театре «Воццека» Альбана Берга.
Премию за лучшую работу композитора получил Александр Пантыкин за екатеринбургский мюзикл «Мертвые души», который ранее удостоился трех премий — за лучший спектакль в жанре мюзикла или оперетты, лучшую режиссуру и лучшую работу дирижера.
«Золотую маску» за лучшую мужскую роль в оперном спектакле получил легендарный американский тенор Нил Шикофф, спевший в «Иудейке», которую поставил на сцене петербургского Михайловского театра французский режиссер Арно Бернар. «Эта опера заявляет, что расовой нетерпимости не должно быть места в нашей жизни», — сказал Нил Шикофф, который лично приехал получать награду. Он также признался, что намерен разделить премию со всеми участниками спектакля.
За лучшую женскую роль наградили Елену Жидкову из «Замка герцога Синяя борода» Белы Бартока, которую американец Дэниел Креймер поставил в Мариинском театре.
В номинации «Эксперимент» победил «Гвидон» — опера Александра Маноцкова по пьесе «Гвидон» и другим текстам Даниила Хармса, поставленная в московской «Школе драматического искусства».
«Золотую маску» за лучший балетный спектакль получила постановка Иржи Киллана на музыку Моцарта «Маленькая смерть. Шесть танцев», осуществленной в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Лучшей балериной была объявлена Екатерина Кондаурова, станцевавшая Анну Каренину в одноименном спектакле Мариинского театра. Приз за лучшую мужскую роль в балете также отправился в Санкт-Петербург — Леониду Сарафанову, за роль в постановке Театрального центра на Коломенской под названием Quatro.
За лучшую работу балетмейстера наградили голландских постановщиков Йохана Гребена и Ури Ивги, сделавших в екатеринбургском театре «Провинциальные танцы» спектакль «Песня не про любовь».
Наконец, «Золотую маску» за лучший современный танец получил «Мирлифор», поставленный компанией «Диалог Данс» из Костромы.
Премии в почетной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» присуждены посмертно приме театра «Московская Оперетта» Татьяне Шмыге, скончавшейся 3 февраля. Этой награды также удостоена старейшая актриса Екатеринбургского театра драмы, народная артистка России Галина Умпелева.
Лучшим, по мнению «Золотой Маски», зарубежным спектаклем 2010 года стала постановка «Час, когда мы ничего не знали друг о друге», которую венгерский режиссер Виктор Бодо осуществил в австрийском Драматическом театре Граца.
Лауреата премии «За поддержку театрального искусства России», по мнению организаторов, не нашлось. Hаграду решили не присуждать.