В Петербурге галерейный бизнес переживает подъем, но индустрия пока не входит в сферу притяжения туристов. О том, как изменилась сфера галерей и что нужно сделать, чтобы привлечь в галереи гостей Петербурга, рассказал Gazeta.SPb арт-дилер, основатель и директор галереи «Палитра» Андрей Шеркунов.
— Как происходило регулирование между галереями и властями города в 90-е?
— Как такового регулирования не было. Помощь была, конечно, были льготы по аренде – те, кто занимался искусством, платили 10% от рыночной стоимости, а это довольно внушительная сумма. Галерей было мало, не более десятка, они были на виду, поэтому вниманием посетителей они не были обижены. И у чиновников считалось хорошим тоном посещать вернисажи выставок и прочие культурные события…
— Как можно встроить частные галереи в туристическую экосистему Петербурга?
— Вопрос, конечно, интересный… Надо правильно распределить уже имеющиеся, группировать их в некие агломерации, чтобы турист мог за пару-тройку часов посетить сразу несколько, не утруждая себя длительными переездами и поисками нужного места на карте. Есть, конечно, несколько кластеров, наподобие «Пушкинской 10», «Арт-музы» и прочих «Ткачей» и «Этажей», но они довольно однообразны и являют собой единые проекты, просто разнесённые в пространстве дома. Приличных галерей у нас и сейчас, спустя четверть века осталось чуть более десятка, а для «культурной столицы» это слишком мало. В Лондоне, например, в 90-е было около тысячи галерей, у них были свои журналы с выставочными планами, которые печатались за счёт города, к тому же галереи были правильно размещены по центру Лондона. На Корк-стрит было порядка 50-60 галерей современного искусства, на Портабелло – столько же антикварных салонов, причём все занимались своим направлением не мешая друг другу. Площадь Мей-феар отличалась высокими ценами в галереях и громкими именами, отходящие от неё Олд Бонд стрит и Нью Бонд стрит приютили у себя аукционные дома Сотбис, Кристис, Филлипс, МакДугал и с десяток помельче, а пройдя метров пятьсот ты попадал в Сохо, где властвовала молодёжная тусовка с соответствующим искусством… Ты всегда мог найти именно то, что тебя интересует!
— Чем отличается галерейный бизнес 90-х от современного в Петербурге?
— В 90-е петербургский арт-бизнес был намного более интимным, интеллигентным, можно даже сказать клубным. Почти у каждой галереи было своё направление, свой подбор художников и был свой круг клиентов. Было намного больше индивидуального подхода к самим выставкам, галеристы, да и художники старались не повторяться… Сейчас это стало чистым бизнесом, исчезло желание показать именно петербургское искусство. Глобализм, что поделаешь…
— Как частные галереи могут привлечь туристов?
— Сложный вопрос… Реклама, конечно, может быть даже собственный канал на ТВ, специализированные печатные и интернет-издания – тут ведь поле непаханое! Приличных художников много, в одном только Союзе их более пяти тысяч, но о них никто не знает, поскольку информации для тех же туристов нигде не найти. Да и выставляться им негде…