Как сообщает сайт организации Bellona, в четверг 11 октября корабль Doggersbank с радиоактивными отходами немецкого уранобогатительного предприятия в Гронау прибудет в порт Санкт-Петербурга.
«Экозащита!» и «Беллона» призывают всех, кто неравнодушен к экологическим проблемам и выступает против ввоза в Россию радиоактивных отходов из-за рубежа – присоединиться к пикету.
Немецкие экологические группы уже осуществили ряд протестов по пути движения поезда. Теперь отечественные экологи собираются выступить в первом российском городе, куда поступают отходы.
Транспортировки подобных грузов чрезвычайно опасны из-за того, что плохо охраняются и чреваты инцидентами с разгерметизацией контейнеров, что может привести к отравлению большого количества людей, токсическому и радиоактивному загрязнению внушительных площадей, в том числе больших городов России. Не говоря уже о том, что ввоз радиоактивных и токсичных отходов является глубоко аморальным, анти-экологическим и, по нашему убеждению, незаконным действием.
Обедненный гексафторид урана (урановые хвосты) — побочный продукт обогащения урана, возникающий при производстве топлива для атомных электростанций (АЭС).
В России и за рубежом накопилось несколько миллионов тонн обедненного гексафторида урана, планов по дальнейшему использованию которого в обозримой перспективе нет, т.е. это вещество является радиоактивными отходами. Согласно российскому «Закону об использовании атомной энергии» (от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ) радиоактивные отходы (РАО) – это ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.
По российскому законодательству, ввоз радиоактивных отходов в страну запрещен.
Тем не менее, урановые хвосты ввозятся в Россию по контрактам Росатома с германо-британско-нидерландской компанией Urenco, французской компанией Eurodif и другими.
Отходы доставляются в порт Санкт-Петербурга, а оттуда отправляются в Северск (Томская область), Ангарск (Иркутская область), Зеленогорск (Красноярский край) или Новоуральск (Свердловская область).
В соответствие с контрактами между Urenco и Техснабэкспортом — часть хвостов дообогащается, в результате чего в России остается до 90% этих отходов, а 10% в дообогащенной форме отправляются обратно. Однако, если верить западноевропейским экспертам, существуют и такие контракты, в рамках которых 100% РАО остается в России.
За последние 10 лет в результате дообогащения в России образовалось 560-720 тысяч тонн новых радиоактивных отходов вследствие дообогащения РАО, полученного от Urenco.
Между тем, стоимость захоронения этих радиоактивных отходов в разных странах колеблется от 2 до 22 миллионов долларов за тысячу тонн. Если бы западноевропейские компании Urenco и Eurodif захоранивали отходы у себя, то стоимость их продукции возрасла бы примерно в 5 раз.
Действующие сегодня контракты Росатома и западных компаний заключены до 2009 (Urenco) и до 2014 года (Eurodif).
Россия – единственная страна в мире, принимающая в промышленных масштабах обедненный гексафторид урана из-за рубежа.