Об этом и многом другом Аршавин рассказал в интервью «Спорт-Экспрессу».
— Вы действительно летите в ЮАР, чтобы поддержать российскую заявку?
— РФС связывался со мной, и мы предварительно договорились. Речь идет об одном дне — 10 июня, когда пройдет наша презентация. Но как все будет на практике — пока не знаю. Поэтому подробностей предполагаемой поездки сообщить вам не могу.
— Считаете, для России важно выиграть конкурс на проведение чемпионата мира? И насколько реальна эта победа?
— Победа достаточно реальна, особенно, как мне кажется, после того, как Франция получила чемпионат Европы 2016 года. Если мы выиграем конкурс, то это станет очень важным событием для России — прежде всего в плане улучшения нашей футбольной инфраструктуры, появления новых стадионов.
— А как может повлиять на ход событий «дело Трисмана»?
— Оно прогремело уже после того, как я улетел из Лондона в отпуск, поэтому всех подробностей скандала не знаю. Но, по-моему, на самих выборах страны, которая примет чемпионат, это мало отразится.
Фото: thememaker.ru
«АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ» НА ПЛЯЖЕ
— День рождения широко отметили?
— Нет, просто посидели с друзьями.
— Футбольные люди?
— Нет, вы их не знаете. Единственное исключение — Быстрый (Владимир Быстров. — Прим. «СЭ»): он приехал с соседнего острова, где отдыхает.
— А как вообще проходит отпуск?
— Пока очень хорошо. Главное — много новых впечатлений.
— От Соединенных Штатов, куда вы давно мечтали попасть?
— Да, в Майами понравилось абсолютно все — и сам город, и природа, прежде всего океан, и люди, с которыми там общался. Развлекательная программа тоже присутствовала — в частности, сходили на концерт Максима Галкина.
— Что за люди? Знакомые?
— В том-то и дело, что нет. Познакомились там, но очень здорово провели время.
— Какие-то известные персоны?
— И известные, такие, как Жанна Фриске и Марика, и не очень. Суть не в том, главное — было интересно.
— На пляже вы попали в объективы папарацци, и на их снимках можно обнаружить любопытную деталь — рядом с вашими с Юлей лежаками видна книжка. Да не развлекательная, как обычно бывает на отдыхе, а «Архипелаг ГУЛаг» Александра Солженицына. Кто из вас ее читал?
— Я. Это был третий, последний том — первые два читал в течение сезона, благо в Англии много переездов на матчи, где можно успеть прочесть даже столь серьезную книгу. В плане литературы «Архипелаг ГУЛаг» был главной задачей на сезон, и хотя бы с ней я успешно справился. (Смеется.)
— Откуда интерес к такому, мягко говоря, необычному для круга интересов футболиста произведению?
— Друг привез первый том, посоветовал прочитать, я начал, после чего попросил его обязательно привезти два остальных. Очень жесткая вещь — и крайне полезная для осознания того, что у нас сейчас происходит. Правильно говорят: без осмысления прошлого не может быть понимания настоящего. Многие нынешние российские проблемы уходят корнями именно в те годы.
Фото: arsenal.com
— На Мальдивы взяли что-то такое же серьезное?
— Здесь мы отдыхаем с детьми, поэтому времени куда меньше. Взял книгу с полуразвлекательными психологическими тренингами и еще Акунина, «Весь мир — театр».
— Знаю, что между Майами и Мальдивами вы успели заскочить в Париж на Открытый чемпионат Франции по теннису. Это тоже было очень важно?
— Нет, просто нас с Юлей пригласила Таня Головин, и мы с интересом откликнулись на это приглашение. Пришлось, правда, ограничиться одним днем, поскольку надо было улетать на отдых с детьми.
— А будь возможность провести в Париже все две недели, согласились бы?
— Если бы меня заранее обеспечили билетами, наверное, принял бы такое предложение. Турнир очень занимательный, атмосфера интересная, народу много, классных матчей хватает. И, главное, теннис — такой вид спорта, где спортсмены проявляются очень ярко. Наблюдать за этим прикольно.
— Много матчей увидели?
— Всего четыре. Понаблюдали, как Федерер издевался над противником по первому кругу, посмотрели на сестер Уильямс. Но самое большое впечатление, конечно, произвела битва Маррэя с Гаске, которую, правда, француз, выигравший два первых сета, до конца не выдержал. Мы, к сожалению, этот матч до конца не досмотрели: пора было бежать на поезд. Может, наш уход Гаске и подкосил? (Смеется.)
— У вас есть какие-то личные симпатии в теннисных турнирах?
— Я болею за Надаля, а Юля — за Федерера. Представляете, что бывает, когда они сходятся в очередном финале? Думаю, кстати, в Париже такого финала тоже не избежать.
— А в женской сетке за кого переживаете?
— Здесь у меня явных предпочтений нет, поэтому болею за россиянок. А еще так сложилось, что против Энен.
— Женскую финальную пару тоже можно предсказать?
— У дам, как всегда, все непредсказуемо. О чем говорить, если прошлогодние финалистки, Сафина с Кузнецовой, уже вылетели?
— У тенниса и футбола есть хоть что-то общее?
— Кроме обязательных для спорта вещей, связанных с тем, что для победы надо приложить огромные усилия, отдать всего себя, проявить характер, — пожалуй, ничего. Индивидуальные виды спорта кардинально отличаются от командных — там совсем другой менталитет.
В «ЗЕНИТЕ» ВСЕ ОЧЕНЬ ДОВОЛЬНЫ РАБОТОЙ СО СПАЛЛЕТТИ
— Отпуск у вас нынче непривычно долог. Насколько я знаю, вы еще и домой в Санкт-Петербург собираетесь?
— Да, после презентации в ЮАР вернусь уже в Санкт-Петербург.
— Там какие-то мероприятия тоже намечены?
— Пока, слава богу, только одно — 14 июня обязательно съезжу в Детскую деревню SOS Пушкин (Детские деревни SOS — это семейная форма долгосрочного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одна из них находится в г. Пушкине, и Аршавин является ее послом. — Прим. Б.Л.).
— А когда начнете готовиться к новому сезону?
— Перед отпуском нам раздали в клубе программу действий. Первые четыре недели можем ничего не делать, наслаждаясь отдыхом, а вот за месяц до возвращения в клуб должны уже выполнять комплекс прописанных упражнений. Как раз в Питере и начну их делать.
Фото: dailymail.co.uk
— Когда «Арсенал» собирается в Лондоне?
— 5 июля. На этот день назначено медобследование, 6-го — первая тренировка, 18-го уедем на сбор в Австрию.
— Первый полноценный сезон на туманном Альбионе вы уже переосмыслили?
— Там нечего было особо переосмысливать — сезон получился обычным, я бы даже сказал, средненьким.
— Цели на следующий для себя определили?
— Пока я полностью в отдыхе. Надо концентрироваться на том, чем занимаешься в данную минуту.
— А что скажете об английском сезоне в целом? Чемпионство Жиркова для вас приятно?
— Конечно. Юру можно только поздравить, а «Челси», на мой взгляд, это чемпионство заслужил — он был самым сильным по составу и самым стабильным по игре. В принципе все клубы с российскими легионерами выступили неплохо — первое, третье и четвертое места, да и восьмое билялетдиновского «Эвертона» можно назвать успехом после того, как команда стартовала.
— За российскими новостями в отпуске следите?
— А что, есть какие-то новости? В чемпионате ведь перерыв, все тоже в отпусках.
— Например, официально объявили, что тренером сборной станет Дик Адвокаат.
— Ну это тоже не новость — все давно уже понимали, что так и случится.
— С теми партнерами по сборной, с кем поддерживаете связь, вы его назначение уже обсуждали?
— По большому счету — нет. Да и обсуждать тут особо нечего. Если пригласят, надо будет работать, выкладываться — вот и все.
— Но известно ведь, что с некоторыми игроками сборной у Адвокаата отношения подпорчены.
— Дик всегда гнет свою линию, что во многих ситуациях бывает весьма полезно и эффективно. При этом он — профессионал, поэтому, думаю, все те, кто захочет играть, у него в сборной будут.
— За чемпионатом России вы, насколько я знаю, следите внимательно.
— Да, но только в плане результатов и событий — самого футбола видел очень немного. Рад, что «Зенит» к лидерству в чемпионате прибавил еще и Кубок России.
— Хорошо представляете, как ваш бывший клуб изменился при новом тренере?
— Только в общих чертах. Но знаю, что все футболисты работой со Спаллетти довольны.
— А в курсе, что некоторые российские издания вовсю обсуждают тему вашего возвращения в родной клуб?
— Если им нечего обсуждать, могут и совсем виртуальные темы поднять, конечно.
— То есть за появившимися слухами ничего не стоит?
— Мне, во всяком случае, ничего подобного неизвестно — готовлюсь к следующему сезону в «Арсенале» без всяких посторонних мыслей.
ЕВРОПЕЙЦЫ ИМЕЮТ БОЛЬШИЕ ШАНСЫ ВЫИГРАТЬ ЧМ
— Чего ждете от стартующего чемпионата мира?
— Ничего особенного не жду. Просто собираюсь смотреть футбол и очень надеюсь, что будет много матчей с обилием голов.
— Погода в Южной Африке этому благоприятствует — практика показывает, что чем меньше жара, тем результативнее чемпионаты мира.
— Это все-таки зависит не только от погоды, но еще и от уровня футболистов.
Фото: Denis Sinyakov/Reuters
— Многие звезды в Африку не приедут, причем не только ваши коллеги по несчастью в отборе. Не попали в заявки такие фигуры, как Роналдинью, Пату, Тотти…
— Меня, кстати, удивил состав бразильцев. Буду болеть именно за них, но посмотрел на список игроков — и поймал себя на мысли: они вряд ли станут чемпионами.
— Почему?
— Знаете, сборная Бразилии всегда была самой звездной. А сейчас смотришь на составы других команд — и ярких личностей там находишь значительно больше. У бразильцев впереди, кроме Кака, и выделить некого. Самый сильный, пожалуй, Луис Фабиану — разве это уровень для бразильской сборной? В то же время гляньте на переднюю линию аргентинцев — там звездам не просто тесно, там они на голове друг у друга сидят: Месси, Милито, Тевес, Игуаин, еще и Агуэро фактически форвард. Успех команды Марадоны во многом будет зависеть от того, как он сможет распорядиться таким огромным набором ярчайших нападающих, сохранив при этом нормальный климат в коллективе.
— Аргентина — фаворит?
— Один из — наряду с Испанией и Англией. Может, еще и Италия претензии на сохранение титула заявит.
— Но европейцы никогда не выигрывали чемпионаты мира за пределами Европы.
— Любая традиция когда-то пресекается. Кто может европейцам помешать? О проблемах Бразилии и Аргентины мы уже упомянули, а из остальных… Хотя Кот-д’Ивуар, как мне кажется, вполне может выстрелить.
— Главными героями чемпионата станут хорошо известные игроки или мы можем ждать появления какой-нибудь сверхновой звезды?
— Думаю, что информацию в современном мире утаить невозможно — появись где-нибудь в Азии или Латинской Америке игроки калибра Месси, Криштиану Роналду, Торреса или Фабрегаса, мы бы о них знали. А тех, кто играет в Европе, все давно уже изучили. Поэтому новые имена появятся едва ли.
— После очного свидания «Арсенала» с «Барселоной» вы превозносили Месси, а он в полуфинале с «Интером» ничем не запомнился. В сборной же аргентинец и вовсе редко блистает так, как в клубе. Значит ли это, что на чемпионате мира мы его на главных ролях тоже можем не увидеть?
— Моуринью на чемпионат мира не едет — значит, увидим!
— Лига чемпионов закончилась справедливо?
— Конечно. «Интер» — после того, как прошел «Челси» и «Барселону», — должен был выиграть. Он и выиграл.
— Но если вспомнить, с каким скрипом он проходил «Рубин» и киевское «Динамо»…
— Группа и плей-офф — два разных турнира. И каким бы ни был скрип, дальше пошли «Интер» с «Барселоной», а не казанцы с киевлянами.
— Но сенсации-то изредка случаются?
— На то они и сенсации, чтобы случаться очень изредка.
— За своих одноклубников, отправившихся в ЮАР, переживать будете?
— В тех матчах, где они будут играть, — само собой.
— А не примеряли мысленно, как выглядела бы Россия в группе с Англией, США и Алжиром?
— Это бессмысленное занятие. Выйди мы, а не словенцы, жеребьевка наверняка сложилась бы иначе. Да и вообще — мы свой чемпионат мира, к сожалению, проиграли, что уж тут примерять.
— Рана, нанесенная этой неудачей, к старту чемпионата мира затянулась?
— Время лечит, и сейчас, конечно, стало уже значительно легче. Но рана эта все равно — на всю жизнь.