Заместитель начальника Петербургского УБОПа Владимир Сыч уверяет, что ему нечего скрывать от следствия, — но на всякий случай предпочитает не появляться в Петербурге, пишет «Коммерсант».
О возможности такого развития событий сам Сыч предупреждал две недели назад на специальной пресс-конференции, дав понять, что он может быть арестован в результате внутриведомственного конфликта в МВД. Впрочем, в окружении подполковника называют и другие версии относительно причин нынешних событий. Вне зависимости от них, нынешние события и их вероятное развитие практически наверняка повлекут за собой целый клубок различных последствий — как уголовно-процессуального, так и кадрового, а возможно, даже и политического характера
Информация об обысках в квартире у замначальника УБОПа, который с прошлой недели находится, по одним данным, в командировке, а по другим — в отпуске, появилась в середине дня, когда в здание УБОП на Рузовской улице прибыли сотрудники следственного комитета при Генпрокуратуре в сопровождении оперативников центрального аппарата МВД и ФСБ. Как сообщил Ъ один из сотрудников УБОП, «нам казалось, что они не знали, что им искать: видимо, поставили задачу найти хоть что-нибудь». По информации интернет-издания Фонтанка.ру, обыски закончились ничем. Тем не менее, источники Ъ в правоохранительных органах утверждают, что о том, что у москвичей «заказ» на Сыча, в петербургском милицейском главке «давно все знают — им поставлена задача «закрыть» его любой ценой». В такой ситуации задержание одного из руководителей УБОП (либо объявление его в розыск) представляется делом решенным, хотя пока и неосуществленным.
Что стало поводом для этого, пока сказать сложно. Практически все опрошенные Ъ офицеры милиции сходятся в том, что одних уголовно-процессуальных оснований (даже если они обнаружатся) для такого решения мало. Кое-кто говорит о начале смены команды и уже идущей перетряске правоохранительного блока страны. Кто-то уверен, что нынешние события — своего рода акция устрашения. Сам Сыч на своей пресс-конференции в начале июля заявил, что он, наряду с группой подчиненных, а также начальником ГУВД Владиславом Пиотровским, с прошлого года находится в состоянии конфликта с начальником спецгруппы МВД Геннадием Захаровым, с подчиненными которого УБОП якобы не может поделить лавры за расследование «рейдерских» дел. Как уже сообщал Ъ, практически весь объем доказательств по этим делам был собран УБОПовцами, но на финальной стадии их «отодвинули» от расследования — в результате чего, по версии Сыча, дела стали «сыпаться» в судах, а многие просто не дошли до суда.
На той же пресс-конференции господин Сыч сообщил о том, что сотрудники следственного комитета задержали двух его подчиненных, Василия Боровицкого и Азера Алиева, и даже предположил, что он сам будет следующим, намекнув на то, что коллеги из МВД вступили в сговор с одним из самых «авторитетных» (по версии УБОП) рейдеров Бадри Шенгелия, показания которого легли в основу обвинения другого авторитета, Владимира Барсукова (Кумарина). Кстати, расследование трех из четырех захватов, инкриминировавшихся Шенгелии, было приостановлено (по сведениям Ъ, следователи даже не стеснялись сообщать об этом потерпевшим, заявляя, что такова воля начальства), а по единственному доказанному эпизоду господин Шенгелия получил весьма умеренное наказание — 2 года 9 месяцев колонии.
Впрочем, помимо «рейдерской» тематики и внутриведомственных конфликтов, некоторые коллеги господина Сыча полагают, что нынешние события могут быть каким-то образом связаны с задержанием в мае этого года предпринимательницы Елены Скородумовой (известной в определенных кругах как Помидориха), имевшей хорошие связи в правоохранительных органах Северной столицы и в Москве и подвизавшейся в околотаможенной сфере. По сведениям источников Ъ в ФСБ, госпожа Скородумова была задержана в Болгарии в рамках дела об отмывании $300 млн и впоследствии этапирована в Москву, где и расследуется ее дело.
Как бы то ни было, обыски и весьма вероятный будущий арест офицера такого уровня, как подполковник Владимир Сыч, вне зависимости от обоснованности претензий к нему со стороны СКП, могут весьма серьезно повлиять на расклад сил в правоохранительных органах и вообще всей силовой «вертикали» — причем далеко не только в Петербурге. О судьбе пресловутых дел о рейдерстве, которые в случае ареста их инициаторов могут быть с легкостью развалены в суде (если будет установлено, что доказательства собирали коррупционеры), в таком контексте вообще лучше не думать.
СПРАВКА: Шенгелия Бадри родился 03.01.1965, в Грузии. В после зрения РУБОП попал в середине 1990-х годов как активная связь криминального «авторитета» Владимира Колесникова (Колесо).
В 2001 году Шенгелия был осужден городским судом Петербурга по ч.3 ст. 159 УК «мошенничество» (афера с имуществом ЗАО «ТТС» и ОАО «Петербургстрой»). Вместе с ним по делу привлекались двое бывших сотрудников налоговой полиции. В суде гособвинитель отказалась от обвинения Шенгелии в даче взятки, при этом поддержав обвинение в мошенничестве.
Признав Шенгелию виновным, суд освободил его от наказания по состоянию здоровья (Бадри Анзорович болен сахарным диабетом). Его подельники были приговорены к лишению свободы условно, а при повторном рассмотрении дела — оправданы. После этого Шенгелия на несколько лет исчез из Петербурга.
По информации «Антирейдера», в 2001 году Шенгелия появился в Вологде, где провернул аферу с активами РАО ЕЭС — а именно, продал несколько зданий принадлежавших РАО, с помощью решения суда одного из городов республики Дагестан. По информации того же источника, за эту сделку Шенгелия также привлекался к уголовной ответственности, был осужден Вологодским судом по ст. 159 «мошенничество» и около года провел в исправительных учреждениях.
После этого, в 2004 году Шенгелия вновь появился в Петербурге и занялся скупкой долей и «проблемных» объектов недвижимости. Кроме того, в УБОПе его считают одним из авторов ряда универсальных «рейдерских» схем, в которых обычно задействуются коррумпированные сотрудники ФНС и МВД.
Кроме того, по данным правоохранительных органов, Шенгелия или аффилированые с ним лица совершали сделки с имуществом, которое стало объектом рейдерских захватов. Так, например, было, по сведениям «Антирейдера», с торговой фирмой «Терминал» (владелец здания, в котором расположен магазин «Мегамарт» на ул. Фучика), а также магазин «Ткани» на Невском проспекте.
Имеет несколько квартир в Петербурге, из которых одну, на Невском проспекте, 153, Шенгелия приобрел у бывшего начальника ГУВД Анатолия Пониделко.