С наступлением морозов хитами продаж на авторынках становятся незамерзающие стеклоомыватели. Однако, как показывают многолетние исследования, залив в бачок стеклоомыватель, купленный на рынке, автомобилисты рискуют не только не выехать утром со двора по причине отказа системы стеклоочистки, но и нанести вред своему здоровью и машине.
Как сообщает пресс-служба СПб ООП «Общественный контроль», проверка качества 10 образцов стеклоомывателей разных изготовителей, проведенная в конце ноября «Общественным контролем» в аккредитованной испытательной лаборатории «Аналэкт Продактс», показала: ни один из 10 образцов не соответствует требованиям по качеству и безопасности. Как и в предыдущие годы, в канистрах обнаружен запрещенный Роспотребнадзором ядовитый метиловый спирт, а замерзают эти «незамерзайки» порой в несколько раз быстрее, чем это заявлено на этикетке, пишет АН «Оперативное прикрытие».
По своему вредоносному воздействию на человеческий организм метанол отнесен к веществам третьего класса опасности. В зимний период угроза особенно возрастает. Печка в автомобиле работает практически непрерывно, жидкость испаряется и через вентиляцию попадает в салон, где находятся водитель и пассажиры. Попадая в легкие, отравляющие вещества поступают в первый круг кровообращения, минуя печеночный барьер, который обычно задерживает и обезвреживает яд. И он начинает действовать в 20 раз быстрее, чем попавший через желудок. Кроме того, метанол способен проникать в организм не только через дыхательные пути, но и через кожу, впитываясь через поры в виде пара.
Но по нормам Минздрава РФ препятствовать появлению на лобовом стекле «зимних узоров» может далеко не каждый спирт, а только так называемые «безопасные спирты» — изопропанол и этанол. Однако производство «незамерзаек» на их основе дело хлопотное — в силу более высоких акцизов. Разумеется, это увеличивает себестоимость продукции и делает производство стеклоомывателей менее прибыльным.
Иное дело — метиловый спирт. Продукт сколь дешевый, столь же и ядовитый. И, несмотря на все запреты и постановления, омывающие жидкости на основе метанола легко можно найти на авторынках в разных районах города.
После обращения «Общественного контроля» в управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу стеклоомыватель «Арктика», содержащий метанол, в 2005 г. был запрещен к производству и реализации. Однако, как показали последующие закупки, опасные стеклоомыватели в последствии меняли только этикетки. А в этом году просроченная «Арктика» 2002 года выпуска с метанолом и недостоверной информацией о температуре кристаллизации на упаковке и вовсе воскресла на авторынке на улице Фучика.
Массовая доля метанола в исследованных образцах варьировалась от 9,6 до 27%. «Пальма первенства» досталась образцу стеклоомывателя Free Way, в составе которого треть приходится на ядовитый метиловый спирт. По 24% метилового спирта оказалось в канистрах «Иртыш» и «Эльбрус». А в образце Green-F было обнаружено 18,4% метанола.
Помимо того, что в стеклоомывателях были обнаружены значительные доли ядовитого метанола, они не прошли и тест на морозоустойчивость. Этикетка образца «Антифрост» соблазняла надписью, что температура кристаллизации жидкости составляет «минус 30». Фактически же он начинал леденеть уже при минус 9. А воскресшая из небытия «Арктика» с ароматом яблока замерзала уже при минус 7, хотя этикетка также обещала «минус 30».
Показателю «температура кристаллизации» соответствовали только два образца из 10 исследованных. Похвалить их, увы, нельзя — они содержали метанол.
Эксперты испытательной лаборатории «Аналит Продактс» проверили и полноту информации на этикетке. Требованиям ст. 10 «Информация о товарах (работах, услугах) закона РФ «О защите прав потребителей» соответствовали только шесть образцов. Остальные вводили потребителей в заблуждение. К примеру, на этикетке образца Free Way, произведенного в республике Тыва, дата, указанная на этикетке — 29101021 — не давала возможность определить дату изготовления и срок годности образца. А на этикетке все той же «Арктики» не были указаны не то что условия хранения, но и состав, а также объем содержимого.